Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 7

Вместе с тем произведениям Донателло, Мазаччо, других художников этого периода присущ не только героический пафос, но и высокий патриотизм (образы библейских героев - Давида, Самсона - символизировали победу Италии над ее врагами). Следует отметить и оптимистический характер раннего ренессансного искусства. Большинству образов присуща светлая вера в неминуемую победу добра над злом. Стремление к героизации образов заставляло художников Раннего Ренессанса обращаться к античности, наследие которой используется все более широко и свободно. Появляются первые обнаженные фигуры - понятие героичности начинает отождествляться с обнаженным телом. Героический пафос удерживался не так долго в искусстве XV века, однако интерес к личности и ее индивидуальным характеристикам делает образ человека центральным на протяжении всей истории ренессансного искусства.

Антропоцентрический характер отличает и архитектуру эпохи Возрождения. В XV веке именно архитектурная среда стала соединительным звеном между гуманизмом и изобразительным искусством, носительницей новой гуманистической образованности. Именно в этой среде создавались трактаты Альберти и других теоретиков искусства. Сущность и закономерности архитектуры определялись ими ее служением человеку. Поэтому чрезвычайно популярной становится почерпнутая у античных авторов идея о подобии здания человеку. Делались попытки установить соответствие архитектурных форм и планировок очертаниям и пропорциям человеческой фигуры. Связь зодчества с законами природы усматривалась в том, что архитектура представлялась способной наиболее полно выразить гармоническое начало мироздания. Через всю теорию и практику красной нитью проходят поиски гармонии архитектурных форм. Эти поиски привели к отказу от готических форм и возрождению античной ордерной системы.

В период Раннего Ренессанса изменяется роль изобразительных искусств - скульптуры и живописи; они освобождаются от подчиненности архитектуре, приобретают значительную художественную самостоятельность. Скульптуре Раннего Ренессанса принадлежит чрезвычайно важная роль в формировании принципов нового искусства; завоевания скульптуры стали одной из отправных точек для живописцев XV века. Но не менее существенна роль самой живописи. Именно живопись оказалась наиболее восприимчивой к новым веяниям, новым взглядам на мир. Во фреске или картине можно было изобразить мир со всей полнотой. Наряду с математикой живопись представлялась в эту эпоху самым совершенным инструментом познания мира. По словам Леонардо да Винчи, “живопись - наука и законная дочь природы”. В живописи больше, чем в архитектуре и скульптуре, было представлено разнообразие школ, создано количество шедевров.

Раннее Возрождение отмечено появлением новых, светских жанров искусства - исторической и мифологической картины. Ведущее место принадлежит монументальным (фресковым) росписям, которыми украшаются не только храмы, но и дворцы, богатые дома. Появляются и станковые картины, служившие свадебными и другими подарками. Выдающуюся роль начинает играть портрет - скульптурный и живописный. Рост светских произведений искусства особенно активно наблюдается во второй половине XV века. В конце периода Раннего Возрождения, в последней трети XV века, в итальянском искусстве проявляются черты, которые получат полное развитие уже в эпоху Высокого Возрождения. Это - повышенный интерес художников к выражению внутренней духовной жизни человека, который наиболее глубоко характеризует творчество Сандро Боттичелли (1446-1510). Искусство Боттичелли привлекает поэтичностью, одухотворенностью, ощущением сложности и необычайного богатства духовной жизни человека, выражением личных переживаний и мыслей художника. Новое значение приобретает пейзаж. В первой половине XV века, как бы подробно не передавался окружающий человека мир - облик архитектуры, природы, вещей, они являлись лишь фоном человеческой деятельности. Мастера конца XV века ищут связи между человеком и окружающей его природой. Вовлечение пейзажа в активное создание образа характеризует, в частности, творчество венецианского художника Джованни Беллини (ок.1430-1516).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по теме

Математика
Майя записывали свои цифровые знаки в виде точек и тире, причем точка всегда означала единицы данного порядка, а тире — пятерки, например: 1 (.); 2 ( ); 3 ( .); 5 (—); 6 ( . -); 10 (—) и т.д. Изображение раковины обозначало 0. Сам челове ...

Искусство Нидерландов XV в
Проблема изучения нидерландской живописи. Основной источник ее изучения — "Книга о художниках" (1604 г.) Карела ван Мандера. Творчество братьев Губерта и Яна ван Эйков. Связь с традицией фламандской и бургундской миниатюры. &qu ...

Иконография камерного портрета Екатерины II
В XVIII веке господствующим в системе живописных жанров был парадный портрет. В концепции парадного портрета образ представлялся преимущественно «в доминанте общего над личным» и был лишен индивидуальности. Вместе с тем стремление живопи ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация