Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 11

Критика Кальвином праздности и роскоши переходила в строгую мелочную регламентацию личной жизни верующих, которую он осуществил, став фактическим правителем Женевы. Дело доходило до суровых преследований инакомыслящих. Кальвинизм еще более упростил христианский культ и богослужение, руководители церковной общины стали избираться мирянами. Кальвинизм стал основой для целого ряда протестантских течений, возникших позже в Нидерландах, Англии, Северной Америке.

Непосредственным результатом Реформации явилось отпадение от католицизма третьей разновидности христианского вероисповедания - протестантизма, ограничение всевластия римско-католической церкви. Однако содержание, смысл и результаты Реформации не исчерпываются трансформацией христианства. Значение Реформации, как и Ренессанса, заключается в переходном характере этой эпохи. Речь идет о переходе европейской культуры от средневековья к ее новой форме, культуре буржуазного общества, культуре современного типа. Эти эпохи знаменовали собой рождение нового мировоззрения, новой системы ценностей.

Реформация во многом связана с Ренессансом. Гуманистическое движение подготавливало общественный подъем Реформации. Целый ряд элементов в критике церкви содержался уже в выступлениях мыслителей Возрождения. Но между этими движениями есть ряд существенных различий. Деятели Возрождения развивали светские тенденции в культуре, а Реформация оставалась в рамках средневекового мира мыслей человека, носила религиозный характер. Идеи Ренессанса могли активизировать лишь верхние буржуазные слои города, а идеи Реформации были способны поднять средние и низшие слои общества, действенно воздействовать на массовое сознание.

Важнейшим итогом Реформации явилось рождение в европейском обществе новой трудовой этики. Складывание нового отношения к труду и богатству было обусловлено тем значением, которое протестантизм отводил мирским занятиям, направленным на служение людям. Истинная протестантская вера реализует себя не в эгоистичном монастырском аскетизме, а в земном служении людям через добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Труд - это форма служения Богу. Тот, кто упорно и добросовестно трудится, вырастает в глазах Бога (даже человек низкого сословия); лень - это величайший порок. Собственность (владение), как и все сущее на Земле, есть дар Божий. То, чем владеют люди, должно оцениваться как милость Божья и использоваться на общее благо. Обязанность владельца - бережливость, приумножение владения “на благо общине”. Бога более всего радует богатство, нажитое честным трудом. Ценности протестантизма оказались очень созвучны зарождающемуся в Европе буржуазному обществу. Не случайно, что многие исследователи, начиная с Макса Вебера, рассматривают их в качестве важнейших предпосылок всей современной западной культуры и цивилизации.

Несмотря на то, что учение Лютера и Кальвина о предопределении подразумевало отрицание свободы воли человека, можно утверждать, что Реформация способствовала становлению человека со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих поступках. У человека нет собственной свободы воли, его воля полностью подчинена воле Божьей. Но волю Бога можно узнать из Священного писания, и человек делает это путем самостоятельного размышляя над его текстом, опираясь на собственный разум. Кроме того, отрицая свободу человека в вопросах спасения, идеологи Реформации фактически утверждали практическую свободу человека и в делах мира, и в делах церкви. Протестантизм освящал активные деятельные усилия человека в рамках его мирского призвания, его деловую предприимчивость; отстаивал свободу церковной общины в делах веры (должность пастора избираема).

Значение разума (хотя и в рамках протестантизма, обращенного к вере) будет в полной мере осознанно уже в XVII веке, но можно утверждать, что протестантизм создал определенные предпосылки для формирования рационализма Нового времени.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 

Статьи по теме

Идея свободы Греции
Свобода - доминанта греческого сознания, которая состояла в признании единства интересов сообщества, в чувстве причастности людей к нему, в сочетании разнообразия интересов и взаимной лояльности. Она появилась и нарастала в архаический пе ...

Храм Солнца
Храм Солнца в Паленке (2-я половина 7 в. н. э.) — небольшое прямоугольное здание с высоким гребнем на плоской крыше, воздвигнутое на невысокой (8 м) пятиступенчатой пирамиде и разделенное продольной стеной параллельно фасаду на два помеще ...

Особенности культуры в первые годы Советской власти
В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918-1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозгла ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация