Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 9

В XVI веке культура Возрождения приобрела общеевропейский характер. В научной литературе существует понятие “Северное Возрождение"; его употребляют по аналогии с итальянским Возрождением для характеристики развития культуры в странах, расположенных севернее Италии (прежде всего в Германии, Нидерландах, Франции). Сам термин “Северное Возрождение" достаточно условен, так как нет оснований говорить о возрождении в этих странах античных традиций: памятников и воспоминаний античной эпохи там было немного. Поэтому у большинства представителей культуры Северного Возрождения можно обнаружить следы не до конца изжитой готики.

Страны Северного Возрождения, и, в первую очередь, Германия как один из центров Реформации, стали ареной напряженных социальных конфликтов, религиозных войн. Конец XY-XYI столетия были временем громадных потрясений в Европе: в Германии Реформация переросла в Крестьянскую войну, в Нидерландах осуществилась буржуазная революция, во Франции происходили кровавые столкновения гугенотов и католиков. Судьбы лидеров Северного Возрождения тесно связаны с движением Реформации.

Но вместе с тем в европейских странах распространялась гуманистическая образованность. Светский гуманизм, непосредственно вдохновляющийся идущими от Петрарки итальянскими традициями, сыграл в Германии, Франции и других странах огромную роль в утверждении идеала совершенной человеческой личности, новой философии природы, проникнутой чертами пантеистического одухотворения природы. Ренессансный идеал “универсального человека” воплотился в творчестве многих деятелей культуры Северного Возрождения. Наиболее известен пример Альбрехта Дюрера (1471-1528), великого немецкого живописца и гравера, а также теоретика искусства, математика, знатока военного дела, картографа и поэта.

Но северный гуманизм имел свои специфические особенности. Гуманистические идеи здесь выступали в оболочке предреформационных тенденций. В отличие от итальянских, гуманисты Северного Возрождения усердно занимались вопросами богословия, в которое вносили критическое свободомыслие, новые методы интерпретации текста Священного писания, обвиняли церковь в отходе от догматов истинной веры. Однако подобно итальянским гуманистам они подвергали критике католическую церковь, обличали пороки духовенства. Северный гуманизм имел по преимуществу ученый характер, был замкнут в узком кругу интеллектуалов. Хотя произведения греческих и римских авторов переводились на национальные языки, сами гуманисты предпочитали писать на латинском языке, и это обосабливало их от жизни и духовных потребностей широких масс.

Крупнейшим ученым - гуманистом начала XVI века был Эразм Роттердамский (1466-1536). Голландец по происхождению и “гражданин мира” по своим убеждениям, Эразм провел большую часть жизни в странствиях по Европе, поддерживая дружеские отношения с гуманистами Италии, Англии, Франции. Особенно значительным было его влияние на ученое направление гуманизма, сложившееся в Германии. Ученые сочинения Эразма, написанные по латыни, создали ему славу наиболее авторитетного знатока классической древности; его латинские переводы трагедий Еврипида впервые широко познакомили западный мир с произведениями этого греческого классика. Но особенно значительное влияние на европейскую мысль имело предпринятое Эразмом критическое издание греческого текста Евангелия с новым латинским переводом. Критика Эразма повлияла на Реформацию, поставив вопрос об изучении “первоисточников” христианского вероучения.

Тем не менее, в годы реформационного движения Эразм не присоединился к немецким реформаторам и даже вступил в полемику с Лютером, против которого в трактате "О свободе воли" он защищал духовную независимость человеческой личности. Однако самое заметное произведение Эразма Роттердамского - “Похвала глупости", в котором он дал глубокую и обобщенную сатиру на современное ему общество. Пороки общества представлены у Эразма в шутовском наряде, как различные виды человеческой глупости, обозреваемые в форме “похвального слова", которое госпожа Глупость произносит себе и своим поклонникам.

Эффективным проводником гуманистических идей выступало искусство Северного Возрождения, которое обогатило мировую культуру целым рядом новых тем, образов, художественных приемов. Уделяя особое внимание не только образу человека, но и воплощению окружающей его среды, мастера Северного Возрождения уже на раннем его этапе создали предпосылки для самостоятельного развития портрета, пейзажа, бытового жанра. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, ранее возник в Нидерландах и Германии. Мастера XV века проявляли глубокий интерес к личности, ее характеру. Но в их портретах нет ощущения титанизма и всемогущества личности, художники редко изображали людей с красивыми лицами и фигурами и этим отличались от итальянцев. Нидерландцы поэтизировали “среднего человека” с его внутренним миром. В личности более всего ценились добропорядочность, смирение, благочестие. Большое внимание мастера уделяли бытовым деталям, при этом вещи изображались с любовью, одухотворенно-красивыми.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по теме

Развитие российской науки
«Развитие производительных сил, особенно начавшийся переход мануфактуры в фабрику, становление капиталистического уклада в экономике оказывали благоприятное влияние на научную жизнь страны, активизировали русскую научную и техническую мыс ...

Жизнь и творчество актера А.В. Баталова
Человек обладает не только речью и мышлением, но и способностью к творчеству. Этой способности нет в животном мире, и у человека она не врожденная, а формируется (или не формируется) в процессе его воспитания, в зависимости от потребносте ...

Культура и искусство Кушанского царства
Кушанское царство — древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии, период расцвета приходится на 105—250 годы н. э. По одной из теорий, Кушанское царство было основано народом юэчжи, пр ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация