Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 9

В XVI веке культура Возрождения приобрела общеевропейский характер. В научной литературе существует понятие “Северное Возрождение"; его употребляют по аналогии с итальянским Возрождением для характеристики развития культуры в странах, расположенных севернее Италии (прежде всего в Германии, Нидерландах, Франции). Сам термин “Северное Возрождение" достаточно условен, так как нет оснований говорить о возрождении в этих странах античных традиций: памятников и воспоминаний античной эпохи там было немного. Поэтому у большинства представителей культуры Северного Возрождения можно обнаружить следы не до конца изжитой готики.

Страны Северного Возрождения, и, в первую очередь, Германия как один из центров Реформации, стали ареной напряженных социальных конфликтов, религиозных войн. Конец XY-XYI столетия были временем громадных потрясений в Европе: в Германии Реформация переросла в Крестьянскую войну, в Нидерландах осуществилась буржуазная революция, во Франции происходили кровавые столкновения гугенотов и католиков. Судьбы лидеров Северного Возрождения тесно связаны с движением Реформации.

Но вместе с тем в европейских странах распространялась гуманистическая образованность. Светский гуманизм, непосредственно вдохновляющийся идущими от Петрарки итальянскими традициями, сыграл в Германии, Франции и других странах огромную роль в утверждении идеала совершенной человеческой личности, новой философии природы, проникнутой чертами пантеистического одухотворения природы. Ренессансный идеал “универсального человека” воплотился в творчестве многих деятелей культуры Северного Возрождения. Наиболее известен пример Альбрехта Дюрера (1471-1528), великого немецкого живописца и гравера, а также теоретика искусства, математика, знатока военного дела, картографа и поэта.

Но северный гуманизм имел свои специфические особенности. Гуманистические идеи здесь выступали в оболочке предреформационных тенденций. В отличие от итальянских, гуманисты Северного Возрождения усердно занимались вопросами богословия, в которое вносили критическое свободомыслие, новые методы интерпретации текста Священного писания, обвиняли церковь в отходе от догматов истинной веры. Однако подобно итальянским гуманистам они подвергали критике католическую церковь, обличали пороки духовенства. Северный гуманизм имел по преимуществу ученый характер, был замкнут в узком кругу интеллектуалов. Хотя произведения греческих и римских авторов переводились на национальные языки, сами гуманисты предпочитали писать на латинском языке, и это обосабливало их от жизни и духовных потребностей широких масс.

Крупнейшим ученым - гуманистом начала XVI века был Эразм Роттердамский (1466-1536). Голландец по происхождению и “гражданин мира” по своим убеждениям, Эразм провел большую часть жизни в странствиях по Европе, поддерживая дружеские отношения с гуманистами Италии, Англии, Франции. Особенно значительным было его влияние на ученое направление гуманизма, сложившееся в Германии. Ученые сочинения Эразма, написанные по латыни, создали ему славу наиболее авторитетного знатока классической древности; его латинские переводы трагедий Еврипида впервые широко познакомили западный мир с произведениями этого греческого классика. Но особенно значительное влияние на европейскую мысль имело предпринятое Эразмом критическое издание греческого текста Евангелия с новым латинским переводом. Критика Эразма повлияла на Реформацию, поставив вопрос об изучении “первоисточников” христианского вероучения.

Тем не менее, в годы реформационного движения Эразм не присоединился к немецким реформаторам и даже вступил в полемику с Лютером, против которого в трактате "О свободе воли" он защищал духовную независимость человеческой личности. Однако самое заметное произведение Эразма Роттердамского - “Похвала глупости", в котором он дал глубокую и обобщенную сатиру на современное ему общество. Пороки общества представлены у Эразма в шутовском наряде, как различные виды человеческой глупости, обозреваемые в форме “похвального слова", которое госпожа Глупость произносит себе и своим поклонникам.

Эффективным проводником гуманистических идей выступало искусство Северного Возрождения, которое обогатило мировую культуру целым рядом новых тем, образов, художественных приемов. Уделяя особое внимание не только образу человека, но и воплощению окружающей его среды, мастера Северного Возрождения уже на раннем его этапе создали предпосылки для самостоятельного развития портрета, пейзажа, бытового жанра. Самостоятельный портрет, не связанный с религиозным культом, ранее возник в Нидерландах и Германии. Мастера XV века проявляли глубокий интерес к личности, ее характеру. Но в их портретах нет ощущения титанизма и всемогущества личности, художники редко изображали людей с красивыми лицами и фигурами и этим отличались от итальянцев. Нидерландцы поэтизировали “среднего человека” с его внутренним миром. В личности более всего ценились добропорядочность, смирение, благочестие. Большое внимание мастера уделяли бытовым деталям, при этом вещи изображались с любовью, одухотворенно-красивыми.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по теме

Архангел Гавриил
"Архангел Гавриил" из Муромского монастыря на Онежском озере - часть большой многофигурной композиции деисусного ряда иконостаса. Крупная, мощная фигура архангела написана виртуозно. Мастер словно любуется смелыми очертаниями тё ...

Ю.М. Лотман: семиотика и структурализм
Убедительным примером того, как в советской России, даже в условиях цензурного удушения гуманитарных наук, смогла плодотворно развиваться новаторская культурологическая мысль, является творчество выдающегося ученого - Юрия Михайловича Ло ...

Живопись
В уме молодого художника давно зрела мысль покинуть родное гнездо. Жизнь маленького провинциального городка с его простыми нравами и узким кругозором была слишком мелочна и тесна для мощной души двадцатичетырехлетнего юноши. Ему хотелось ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация