Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 4

Возрожденческий индивидуализм проявился не только в бытовой жизни эпохи, но и в политических теориях. Выдающийся государственный деятель, историк и поэт Никколо Макиавелли (1469-1527) создал оригинальную политическую концепцию, которая, по его словам, должна была стать руководством для способного и честолюбивого правителя в деле объединения Италии и освобождения ее от папского влияния. Утверждая, что политику определяет не бог, а люди, которые в своей деятельности используют божественную “фортуну” и могут достичь успеха, Макиавелли, в сущности, занимает гуманистическую позицию. Но он провозглашает право сильной личности на обособление от всякой, в том числе и от гуманистической морали. Правитель не должен быть связан никакими правовыми предписаниями, нравственными нормами, религией, даже своим словом. Он должен руководствоваться строго анализированными реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным.

Образцом идеального государя для Макиавелли служил Цезарь Борджиа, который, обладая политическим даром, энергией, самообладанием, не гнушался никакими средствами для достижения своих целей, в том числе и убийства соперников. Бурный рост индивидуализма нашел свое отражение и в литературе эпохи Возрождения. Ею была создана галерея персонажей - исторических, легендарных, современных, у которых необузданный индивидуализм перерастает в неслыханные злодейства. Наиболее яркую критику этики индивидуализма дал в своих знаменитых произведениях (“Макбет", “Гамлет", “Король Лир”, Ричард III" и др.) великий английский драматург Вильям Шекспир (1564-1616).

В эпоху Возрождения важный поворот, радикальная переоценка старых традиций происходит в области научных знаний. Уже гуманисты XIY-XY веков подвергали резкой критике схоластический метод, выдвигая на первый план опыт. Гуманистические идеи подготовили почву для формирования опытного, экспериментального естествознания. Важный шаг в этом направлении совершил Леонардо да Винчи (1452-1519). Леонардо воплощал собой тип личности - энциклопедиста. Он был не только великим живописцем эпохи Возрождения, но и архитектором, скульптором, ученым и инженером. Леонардо получил серьезные научные познания в области математики и астрономии; занимался физикой (в частности, оптикой), анатомией, ботаникой, физиологией человека и животных.

У Леонардо да Винчи был широкий круг научных интересов. В его записных книжках найдены рисунки и схемы стригальных, прядильных, ткацких и других станков, мельниц, различных приборов, которые можно было пустить в ход силой воды. В условиях той эпохи, в которую он жил, могла быть осуществлена лишь незначительная часть его изобретений. Так, конструкция автоматической самопрялки была столь совершенна, что для современников Леонардо она оказалась непонятной и была вновь изобретена в отдельных деталях лишь в XIX веке. Леонардо много работал в области гидротехники, создал первые в истории техники проекты каналов с раскрывающимися шлюзами, занимался конструированием различных осадных орудий. Он разработал проекты устройств, напоминающих парашют и геликоптер (летательный аппарат).

Леонардо да Винчи внес значительный вклад в теоретическое обоснование экспериментально-опытного знания. Опыт, в его понимании, тесно связан с чувственными восприятиями, ощущениями. Но это лишь начало познания, по мысли Леонардо. В полной мере ученый постигает природу вещей, изменяя их своими руками - проводя физический эксперимент, создавая инженерную конструкцию или рисунок.

У Леонардо нет каких-либо разработок методики эксперимента. Эта трудная задача будет решена значительно позже. Он скорее ориентировался на то достаточно стихийное экспериментирование, которое осуществлялось во многих итальянских художественных мастерских. Возвышая роль эксперимента, Леонардо не отрицал важности теоретической мысли. Природа наполнена “разумными принципами”, но не все они присутствуют в эксперименте. В конечном счете, законы природы познаются разумом.

Посредником между опытом и знанием, по Леонардо, выступает математика, призванная раскрыть рациональный порядок вещей. Рассуждая о роли математических наук, Леонардо имел в виду в первую очередь механику. Механику он называл “раем математических наук”, при этом сама механика мыслилась им не как теоретическая наука, какой она станет впоследствии, в эпоху Галилея - Ньютона, а как чисто прикладное искусство конструирования различных машин и инструментов. Но сам Леонардо вплотную подошел к формулировке важнейших законов механики: закона падения тел на наклонной плоскости и принципа возможных ускорений, закона рычага, принципа инерции. Леонардо да Винчи считается теоретиком экспериментально-математического исследования природы. Он - автор известного и поныне афоризма: “Наука - полководец, практика - солдаты”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по теме

Верхотурский Николаевский монастырь
В XVII-XVIII веках одними из крупных центров иконописания Зауралья были монастыри. Основанный в 1602 году Верхотурский Николаевский монастырь не являлся исключением. Известно, что в 1671-1672 гг. в Верхотурье работал иконописец Иван Макси ...

Культура Высокого Ренессанса
На наш взгляд, культура Высокого Ренессанса достигла в своем развитии того пика, с которого неизбежно должно было начаться падение (по крайней мере, с точки зрения, художественного эстетизма). Исходным моментом этого процесса стало, по на ...

Письмо и религия
«Представление о божественном происхождении письма засвидетельствовано повсеместно, как в древности, так и в наше время, как среди цивилизованных, так и среди примитивных народов. Оно связано главным образом с широко распространенной вер ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация