Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 3

Выдающимся итальянским гуманистом XV века был Пико делла Мирандола (1463-1495). Его произведение “Речь о достоинстве человека” представляет собой гимн человеку. Мирандола изменяет смысл христианской идеи о том, что человек создан по образу и подобию Бога. По мысли философа, Бог представил человеку самому творить свой образ. От величавой царственности до уподобления ничтожнейшему из тварей - таков диапазон возможностей, в котором человек вершит свою судьбу, опорой в этом служит обогащенный знанием разум. Свободный выбор, не скованный божественным вмешательством, определяет высокое достоинство человека. Пико осуществил героизацию гуманистического идеала человека.

В первой половине XV века гуманизм превратился в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Падуя и другие города. Гуманистические идеи привлекают представителей различных социальных групп: купцов и чиновников, профессоров университетов и частных учителей, библиотекарей и переписчиков книг. Гуманистами были канцлеры республик (например, должность канцлера Флорентийской республики несколько десятков лет занимали гуманисты), секретари папской курии, приближенные правителей. Складывалась особая социальная группа - гуманистическая интеллигенция - как сознательный носитель образованности и духовности в обществе. Создаются кружки гуманистов, которые выдвигают на первый план проблемы воспитания идеального члена общества - всесторонне развитого человека, патриота и активного деятеля, открываются частные гуманистические школы.

В целом основные черты гуманистического идеала можно свести к следующему:

а) гуманисты отвергали ценности церковной идеологии (греховность человека, его слабость и беспомощность, разделение природы человека на телесную и духовную, принижение телесного начала в человеке, его земного бытия);

б) гуманисты утверждали понимание природы человека как гармонического единства духовного и телесного начал, провозглашали ценность человеческого тела, телесной жизни, земного бытия человека, его стремление к полной реализации себя в земной, а не в загробной жизни;

в) гуманисты высоко оценивали значение материально-чувственной, в том числе и творческой деятельности человека, в ходе которой человек не только удовлетворяет свои земные нужды, но и создает новый мир, творит самого себя;

г) гуманисты рассматривали человека как самое совершенное творение природы, при этом достижение совершенства связывалось с активной волей человека, его способностью формировать себя;

д) гуманисты сформулировали положение о безграничном могуществе человека, о его неограниченных возможностях;

е) гуманисты провозглашали ценность отдельного человека, своеобразие и уникальность каждого индивидуума, важнейшими качествами человека считали гордость и самоуважение, сознание собственной силы и таланта;

ж) гуманисты признавали право личности на свободное развитие своих способностей, на приобретение знаний;

з) для гуманистов характерно радостное мировосприятие, требование полноты жизни - всеми чувствами и способами, гармония разума и страстей;

и) гуманисты высоко оценивали нравственную роль труда, оправдывали накопительство с гражданских позиций - богатство приносит пользу обществу, критиковали сословные представления.

Такое изменение в системе ценностей, по сравнению со средневековым обществом, привело к появлению нового типа человека - предприимчивого, активного, инициативного. Более того, эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. К таким “титанам Возрождения" можно отнести великих деятелей ренессансной культуры - художников, скульпторов, ученых, писателей, при этом многие из них были личностями энциклопедическими, разносторонними. Однако богатое развитие индивидуальности в эпоху Возрождения сопровождалось такими явлениями, которые выдающийся отечественный философ А.Ф. Лосев назвал “обратной стороной титанизма".

Здесь, прежде всего, имеется в виду бурный рост индивидуализма. Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личность царила в мире, где происходило утверждение автономности человеческого “я". Мир представлялся как приключенческий роман или театр, а человек - это актер, меняющий разнообразные маски. Например, вся жизнь знаменитого итальянского скульптора XYI века Бенвенуто Челлини была наполнена невероятными страстями и приключениями, он кочевал из страны в страну, ссорился, убивал своих соперников и обидчиков, не признавая над собой никакого закона. Примеров такого рода можно привести множество. “Отпущенный на свободу" (по мысли Н.А. Бердяева) человек попирал нормы морали, предавался разгулу страстей. Коварство, вероломство, убийство из-под угла, невероятная мстительность и жестокость, своеволие и распущенность, получившие широкое распространение в ренессансной Италии, - все это проявления возрожденческого стихийного индивидуализма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме

Древняя история майя
Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов: доклассический — 200 — 300 гг. до н. э.; классический — 300 г. до н. э — 900 г. н. э.; послеклассический — 900—1530 гг. Далее горная Гватемала и полуостров Юкатан были завоев ...

Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре XIX в
1. Импрессионизм - движение в живописи, возникшее во Франции в 1860-х гг. и доминировавшее в живописи Европы и Северной Америки до конца XIX в. Импрессионисты хотели отображать реальную жизнь, писать непосредственно природу, запечатлеть ...

Значение письменности для человечества
«Джеймс Г. Брестед, знаменитый чикагский историк и востоковед, сказал однажды: «Изобретение письма и удобной системы для записи на бумаге имело большее значение для дальнейшего развития человеческого рода, чем какое бы то ни было другое и ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация