Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 3

Выдающимся итальянским гуманистом XV века был Пико делла Мирандола (1463-1495). Его произведение “Речь о достоинстве человека” представляет собой гимн человеку. Мирандола изменяет смысл христианской идеи о том, что человек создан по образу и подобию Бога. По мысли философа, Бог представил человеку самому творить свой образ. От величавой царственности до уподобления ничтожнейшему из тварей - таков диапазон возможностей, в котором человек вершит свою судьбу, опорой в этом служит обогащенный знанием разум. Свободный выбор, не скованный божественным вмешательством, определяет высокое достоинство человека. Пико осуществил героизацию гуманистического идеала человека.

В первой половине XV века гуманизм превратился в широкое культурное движение. Центрами его становятся Флоренция, Милан, Венеция, Неаполь, Падуя и другие города. Гуманистические идеи привлекают представителей различных социальных групп: купцов и чиновников, профессоров университетов и частных учителей, библиотекарей и переписчиков книг. Гуманистами были канцлеры республик (например, должность канцлера Флорентийской республики несколько десятков лет занимали гуманисты), секретари папской курии, приближенные правителей. Складывалась особая социальная группа - гуманистическая интеллигенция - как сознательный носитель образованности и духовности в обществе. Создаются кружки гуманистов, которые выдвигают на первый план проблемы воспитания идеального члена общества - всесторонне развитого человека, патриота и активного деятеля, открываются частные гуманистические школы.

В целом основные черты гуманистического идеала можно свести к следующему:

а) гуманисты отвергали ценности церковной идеологии (греховность человека, его слабость и беспомощность, разделение природы человека на телесную и духовную, принижение телесного начала в человеке, его земного бытия);

б) гуманисты утверждали понимание природы человека как гармонического единства духовного и телесного начал, провозглашали ценность человеческого тела, телесной жизни, земного бытия человека, его стремление к полной реализации себя в земной, а не в загробной жизни;

в) гуманисты высоко оценивали значение материально-чувственной, в том числе и творческой деятельности человека, в ходе которой человек не только удовлетворяет свои земные нужды, но и создает новый мир, творит самого себя;

г) гуманисты рассматривали человека как самое совершенное творение природы, при этом достижение совершенства связывалось с активной волей человека, его способностью формировать себя;

д) гуманисты сформулировали положение о безграничном могуществе человека, о его неограниченных возможностях;

е) гуманисты провозглашали ценность отдельного человека, своеобразие и уникальность каждого индивидуума, важнейшими качествами человека считали гордость и самоуважение, сознание собственной силы и таланта;

ж) гуманисты признавали право личности на свободное развитие своих способностей, на приобретение знаний;

з) для гуманистов характерно радостное мировосприятие, требование полноты жизни - всеми чувствами и способами, гармония разума и страстей;

и) гуманисты высоко оценивали нравственную роль труда, оправдывали накопительство с гражданских позиций - богатство приносит пользу обществу, критиковали сословные представления.

Такое изменение в системе ценностей, по сравнению со средневековым обществом, привело к появлению нового типа человека - предприимчивого, активного, инициативного. Более того, эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладавших ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди остальных своей волей, целеустремленностью, огромной энергией. К таким “титанам Возрождения" можно отнести великих деятелей ренессансной культуры - художников, скульпторов, ученых, писателей, при этом многие из них были личностями энциклопедическими, разносторонними. Однако богатое развитие индивидуальности в эпоху Возрождения сопровождалось такими явлениями, которые выдающийся отечественный философ А.Ф. Лосев назвал “обратной стороной титанизма".

Здесь, прежде всего, имеется в виду бурный рост индивидуализма. Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личность царила в мире, где происходило утверждение автономности человеческого “я". Мир представлялся как приключенческий роман или театр, а человек - это актер, меняющий разнообразные маски. Например, вся жизнь знаменитого итальянского скульптора XYI века Бенвенуто Челлини была наполнена невероятными страстями и приключениями, он кочевал из страны в страну, ссорился, убивал своих соперников и обидчиков, не признавая над собой никакого закона. Примеров такого рода можно привести множество. “Отпущенный на свободу" (по мысли Н.А. Бердяева) человек попирал нормы морали, предавался разгулу страстей. Коварство, вероломство, убийство из-под угла, невероятная мстительность и жестокость, своеволие и распущенность, получившие широкое распространение в ренессансной Италии, - все это проявления возрожденческого стихийного индивидуализма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по теме

Характеристика искусства Высокого Ренессанса
Характеризуя искусство периода начала Высокого Ренессанса, нельзя не упомянуть и Милан, как один из главных центров Северной Италии. Наивысшая политическая активность Миланского герцогства приходится на конец XV века, на время правления ...

И. Аргунов
На творчество И.П. Аргунова (1729–1802) во многом повлияло его положение крепостного. В ряде случаев воля заказчика непосредственно направляет усилия живописца. Однако эти произведения отнюдь не свидетельствуют о несамостоятельности творч ...

Иконописцы и иконописные мастерские Тюмени
Как говорилось ранее, наряду с Тобольском иконопись развивалась и в других городах Сибири. В 1711 переписными книгами Тюмени как мастеровые люди-иконописцы отмечены М.Ф. Стрекаловский, и конный казак Кательников. Кроме того, в Тюмени икон ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация