Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 5

Новые тенденции в развитии науки получили отражение в такой ее отрасли, как астрономия. Польский ученый Николай Коперник (1473-1543) дал первое в истории человечества математическое обоснование идеи, которая прежде высказывалась как догадка, - идеи гелиоцентризма. Земля не является центром мира и не стоит на месте, она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами - вокруг Солнца, центрального тела.

Параллельно с опытным естествознанием развивается философия природы. Ее возникновение было подготовлено всем предшествующим развитием гуманистической мысли Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, приходит к убеждению в возможности своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Расцвет философии природы приходится на XYI век в Италии и Германии. Природа понималась с позиций пантеизма (пантеизм - “всебожие”): Бог и Природа сливались в одно неразрывное целое. Бог из сверхъестественной силы становился силой, имманентной (присущей) природе; мир рассматривался как живой и изменяющийся организм, а человек - как часть природы.

Наиболее ярко и последовательно пантеизм проявился в философии Джордано Бруно (1548-1600). Этот итальянский мыслитель смело и решительно поддержал гелиоцентрическую концепцию Коперника и сделал из нее радикальные философские выводы. Не будучи математиком, он чисто умозрительно расширил мир, ограниченный у Коперника Солнечной системой. Бруно сформулировал тезис о бесконечности Вселенной, о существовании в ней бесчисленного множества систем, подобных Солнечной. Он также высказал гипотезу о возможности существования жизни на других планетах.

Следует отметить все же, что характерное для Ренессанса стремление раскрыть тайны природы реализовались не только в развитии рационального знания. Недостаток реальных знаний побуждал мыслителей Возрождения обращаться к мистическим учениям, магии; значительным влиянием в данный период пользовались астрология и алхимия. Смешение рационального знания и фантастических представлений характеризует мышление Возрождения и отличает его от более позднего (XVII-XVIII вв), систематичного и научного по методу.

Искусство Возрождения во многих отношениях представляло контраст средневековому. Главной задачей средневекового искусства было воплощение божественного начала, поэтому земные реальные связи явлений в пространстве и времени обесценивались, лишались материальности, превращались в символы того, что лежит за пределами земного существования. В эпоху Возрождения искусство устремляется на познание и объективное изображение мира, увиденного глазами человека.

Одной из важнейших проблем, вставших перед художниками, была проблема пространства. На основе знаний геометрии и законов оптики уже в первой половине XV века разрабатывается теория линейной перспективы. Ее создателями считаются архитекторы Филиппо Брунеллески (1377-1446) и Леон Баттиста Альберти (1404-1474). Данная теория позволяла построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения (это было учение о единой точке схода линий, отвечающей местоположению зрителя). Одними из первых начали применять линейную перспективу скульптур Донателло (1386-1466) и живописец Мазаччо (1401-1428). Много занимались разработкой теории перспективы и другие художники, включая Леонардо да Винчи, который ввел понятие воздушной перспективы.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло особенно большую роль в искусстве этой эпохи. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Помимо перспективы, он изумительно использовал светотень, с помощью которой создавал убедительное впечатление трепета жизни. Искусство светотени было основано на законах оптики. Леонардо изучил вопросы падения и отражения светового луча, подмечал и передавал множество оттенков света, тончайшие переходы тени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме

Парадная Опочивальня Александры Федоровны
Парадная опочивальня Александры Федоровны находилась в северной части садовой анфилады бельэтажа и входила в женскую жилую половину комнат. Она была расположена на месте Диванной, отделанной Л. Руска в 1809. Диванная была «обита гродетуро ...

Искусство Германии XVII ст
Различные виды и жанры искусства, имевшие место в художественной культуре Германии XVII века, обладают некоторыми общими чертами и -закономерностями. В архитектуре, скульптуре и живописи Германии XVII века остро ощущается тенденция подража ...

Искусство Индии
Искусство Индии- отражение ее истории, особенностей ее становления и уклада, поэтому несет в себе множество противоречий. Во-первых, оно почти целиком анонимно, поскольку создавалось ремесленниками, а литературные источники- передавались ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация