Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 5

Новые тенденции в развитии науки получили отражение в такой ее отрасли, как астрономия. Польский ученый Николай Коперник (1473-1543) дал первое в истории человечества математическое обоснование идеи, которая прежде высказывалась как догадка, - идеи гелиоцентризма. Земля не является центром мира и не стоит на месте, она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами - вокруг Солнца, центрального тела.

Параллельно с опытным естествознанием развивается философия природы. Ее возникновение было подготовлено всем предшествующим развитием гуманистической мысли Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, приходит к убеждению в возможности своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Расцвет философии природы приходится на XYI век в Италии и Германии. Природа понималась с позиций пантеизма (пантеизм - “всебожие”): Бог и Природа сливались в одно неразрывное целое. Бог из сверхъестественной силы становился силой, имманентной (присущей) природе; мир рассматривался как живой и изменяющийся организм, а человек - как часть природы.

Наиболее ярко и последовательно пантеизм проявился в философии Джордано Бруно (1548-1600). Этот итальянский мыслитель смело и решительно поддержал гелиоцентрическую концепцию Коперника и сделал из нее радикальные философские выводы. Не будучи математиком, он чисто умозрительно расширил мир, ограниченный у Коперника Солнечной системой. Бруно сформулировал тезис о бесконечности Вселенной, о существовании в ней бесчисленного множества систем, подобных Солнечной. Он также высказал гипотезу о возможности существования жизни на других планетах.

Следует отметить все же, что характерное для Ренессанса стремление раскрыть тайны природы реализовались не только в развитии рационального знания. Недостаток реальных знаний побуждал мыслителей Возрождения обращаться к мистическим учениям, магии; значительным влиянием в данный период пользовались астрология и алхимия. Смешение рационального знания и фантастических представлений характеризует мышление Возрождения и отличает его от более позднего (XVII-XVIII вв), систематичного и научного по методу.

Искусство Возрождения во многих отношениях представляло контраст средневековому. Главной задачей средневекового искусства было воплощение божественного начала, поэтому земные реальные связи явлений в пространстве и времени обесценивались, лишались материальности, превращались в символы того, что лежит за пределами земного существования. В эпоху Возрождения искусство устремляется на познание и объективное изображение мира, увиденного глазами человека.

Одной из важнейших проблем, вставших перед художниками, была проблема пространства. На основе знаний геометрии и законов оптики уже в первой половине XV века разрабатывается теория линейной перспективы. Ее создателями считаются архитекторы Филиппо Брунеллески (1377-1446) и Леон Баттиста Альберти (1404-1474). Данная теория позволяла построить на плоскости трехмерное изображение, ориентированное на зрителя и учитывающее его точку зрения (это было учение о единой точке схода линий, отвечающей местоположению зрителя). Одними из первых начали применять линейную перспективу скульптур Донателло (1386-1466) и живописец Мазаччо (1401-1428). Много занимались разработкой теории перспективы и другие художники, включая Леонардо да Винчи, который ввел понятие воздушной перспективы.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло особенно большую роль в искусстве этой эпохи. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Помимо перспективы, он изумительно использовал светотень, с помощью которой создавал убедительное впечатление трепета жизни. Искусство светотени было основано на законах оптики. Леонардо изучил вопросы падения и отражения светового луча, подмечал и передавал множество оттенков света, тончайшие переходы тени.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме

Живопись как источник по истории России на примере И.Репина "Отказ от исповеди"
Рис. 1. "Отказ от исповеди"(1885) Картина "Отказ от исповеди" считается лучшей среди всего народовольческого цикла И.Е.Репина.В ней художник достиг, пожалуй, максимальной концентрации и цельности замысла. Картина бы ...

Литература
В более сложной ситуации, по сравнению с научной интеллигенцией, оказались представители художественной культуры, поскольку художественное творчество определяется в первую очередь эмоциональным настроением и вдохновением. Поэтому для мног ...

Эллинистическое искусство
Александрийским библиотекарем был Каллимах (ок. 310—240 до н.э.). Каллимах считался законодателем эллинистической поэзии. Его поэзия, изящная по форме и изысканная по языку, создавалась для избранного круга знатоков и явилась образцом для ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация