Культура советского периода

Культура советского периода

Культура России всего двадцатого века - неотъемлемая часть европейской и мировой культуры. Этот период является одним из наиболее сложных для изучения. Эти сложности обусловлены прежде всего общими факторами, определяющими специфику социокультурного процесса в новейшее время. Россия пережила за ХХ век две мировые войны, ощутила на себе влияние научно-технического прогресса, переход к информационной цивилизации. В этот период значительно ускорились культурные процессы, взаимовлияние культур, стилевая динамика.

Сложность анализа культуры России в новейшее время состоит еще и в том, что всегда легче давать оценку эпохе, отстоящей от исследователя на много десятилетий, а еще лучше - веков. Современникам труднее разглядеть тенденции, которые станут очевидны позднее, окажутся более понятными для наших потомков.

Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой "серебряного века" и Русского зарубежья - составной частью всей отечественной культуры текущего столетия.

Социокультурная панорама советской эпохи - пестрая, сложная диалектическая целостность. Ей свойственна противоречивость и неоднозначность Духовное, человеческое в ней всегда с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а связь с многовековой историей народа сочеталась с официозным прославлением политической системы: существование фальшивых, "заказных" исследований и произведений в разных жанрах.

Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, со верой масс в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, и лидера-вождя. Современные социологи отмечают, что для рассматриваемой эпохи типично известное состояние "зажатости" между прошлым и будущим, ориентации на "двоичности" (революция - контрреволюция, белые - красные, мы - они, наши - не наши и т.п.), с заявленной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека.

Статьи по теме

Графика
В области станковой графики работали почти все украинские художники: И.И. Со­колов, К.А. Трутовский, Д.И.Бесперечнын, Н.И. Мурашко, П.Д. Мартынович и др. Осо­бенно много графических рисунков оставил К.А. Трутовский, его работы публиковали ...

Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme - новейший, современный). В теоретическом плане модернизм ...

Жизнь и творчество актера А.В. Баталова
Человек обладает не только речью и мышлением, но и способностью к творчеству. Этой способности нет в животном мире, и у человека она не врожденная, а формируется (или не формируется) в процессе его воспитания, в зависимости от потребносте ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация