Культура эпохи Возрождения и реформации

Материалы » Культура эпохи Возрождения и реформации

Страница 6

Новые задачи искусства определили и новый подход к изображению человеческой фигуры и к передаче действия. Присущие средневековому искусству каноничность жестов и мимики, произвольность пропорций фигур не соответствовали объективному представлению об окружающем мире. В художественных произведениях Ренессанса поведение человека подчиняется не канону и ритуалу, но психологической обусловленности и развитию действия; в пропорциях же фигур художники стремятся достигнуть соответствия с реальностью. Начинается систематическое изучение человеческого тела; художники Возрождения обладали глубокими знаниями по анатомии (многие из них для этого анатомировали трупы). Для реалистического изображения человеческого тела привлекалась и математика. Была создана теория пропорций человеческого тела; впервые она была изложена в трактате Л.Б. Альберти “Три книги о живописи".

В современной науке историю искусства итальянского Возрождения принято делить на четыре этапа:

Проторенессанс (конец XIII - первая половина XIV века);

Раннее Возрождение (XV век);

Высокое Возрождение (конец XV - первые три десятилетия XVI века);

Позднее Возрождение (середина и вторая половина XVI века).

Название первого периода - Проторенессанс - свидетельствует о том, что искусство данного этапа еще не является сформировавшимся ренессансным искусством. Но вместе с тем это период пробуждения, подготовки, предчувствия новых явлений в культуре. В рамках средневекового спиритуалистического мироощущения, символически условного отражения действительности проявляются реалистические тенденции. Ярким примером такого переплетения старых и новых черт является творчество великого итальянского поэта Данте Алигьери (1265-1321). Его знаменитая “Божественная комедия" построена еще по типу средневековых видений и насыщена аллегориями и символикой, но, с другой стороны, она резко отличается от средневековых рассказов о “загробном мире” реалистической яркостью образов, красочностью описаний природы, земным характером человеческих взаимоотношений и страстей.

Аналогичные изменения происходили в искусстве, которое вступило на путь преодоления сверхчувственного и ирреального начала и создания нового художественного языка. При этом большое значение имело обращение к античности. Центральной фигурой итальянского Проторенессанса стал художник Джотто ди Бондоне (ок.1276-1337). В поисках большей реалистичности образов Джотто отказывается от плоскостности изображения; его фигуры объемны, находятся в реальном пространстве. При этом открытия Джотто опирались не на развитую теорию и эксперимент, а на художественную интуицию. Главное в его творчестве - человек. В своих произведениях он трактовал евангельские эпизоды как события человеческой жизни. Иррациональное начало отступало на второй план перед изображением земных людей, одушевленных человеческими чувствами и страстями. Джотто заложил основы искусства Возрождения.

В искусстве XV века, периода Раннего Возрождения, нашли яркое и полное выражение новые представления о мире и человеке. Художники увидели мир во всей его красе и стали искать пути проникновения в его тайны. Следование законам природы рассматривалось как залог совершенства произведений искусства. Основным законом природы Альберти и другие теоретики искусства XV века считали красоту. Красота трактовалась как начало, присущее реальности в целом, как гармоническая связь всех частей этого целого. Представление о прекрасном, гармоническом согласии всех природных форм исключало для мастеров XV века сознательное деление всего существующего на прекрасное и уродливое. Раннее Возрождение - это время открытия бесконечного многообразия реального мира, “радость узнавания" его.

В искусстве продолжает господствовать религиозная тематика, но коренным образом изменяются образы и содержание. Главным действующим лицом, главным героем становится человек. В первых произведениях ренессансных художников находит выражение двоякий подход к образу человека. В соответствии с интересом к индивидууму, к характерным для него чертам мастера всячески подчеркивают конкретные особенности модели, даже если она груба и некрасива. Вместе с тем, стремясь к героизации человека, художники возвышают его, как бы поднимают над обыденностью. И нередко создают образы, в которых органически сочетаются индивидуальная характеристика и обобщающий тип героя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по теме

Европейская культура 19 века
19 век начался для Европы с потрясений, вызванных наполеоновскими войнами. Франко-прусская война способствовала завершению образования в Европе двух крупных национальных государств: Германии и Италии. Англия почти до конца века остается м ...

Отношение к сотрудничеству
Как уже говорилось, Япония – выдающийся представитель коллективистской культуры. Из этого следует, что эта страна относится к низко конкурентным культурам. Японцы особое значение придают сотрудничеству, как в бизнесе, так и в работе. Гла ...

Иконописное наследие Алтая
Существовавший с 1747 г. Колывано-Воскресенский горный округ в 1834 г. переименован в алтайский горный округ. На рубеже XVIII-XIX веков в него входили нынешние Алтайский край, республика Горный Алтай, Новосибирская, часть Томской, Кемеров ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация