Микеланджело Буонаротти

Материалы » Искусство Ренессанса » Микеланджело Буонаротти

Страница 1

Третий величайший мастер – Микеланджело (1475-1564). Он превзошел всех насыщенностью образов гражданственным пафосом, чуткостью к смене общественного настроения. Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей. Обнаженное прекрасное тело для Микеланджело главный предмет искусства. Скульптура «Пьета» изображающая Христа, распростертого на коленях Марии, выдвигает его в число первых скульпторов Италии.

Во Флоренции по поручению Синьории Микеланджело взялся изваять фигуру Давида из испорченной до него незадачливым скульптором мраморной глыбы. «Наилучший из художников не может создать такого образа, которого единый кусок мрамора не заключал бы уже в себе под своей оболочкой. И лишь в этом, то есть в освобождении образа из-под скрывающей его оболочки, - достижение руки художника, послушной его творческому гению». Через три года он закончил статую, которую поставили перед городской ратушей. Микеланджело изображает Давида не мальчиком, а юношей в расцвете сил, перед битвой, в момент наивысшего напряжения сил. В прекрасном образе Давида, в его лице скульптор передал титаническую силу страсти, непреклонную волю, гражданское мужество, мощь свободного человека. Флорентийцы видели в Давиде близкого им героя, гражданина республики и её защитника.

В Риме Микеланджело занялся грандиозной работой – росписью потолка Сикстинской капеллы при Ватиканском дворце. В центральной части потолка он изобразил события первых дней сотворения мира, историю Адама и Евы, всемирный потоп, и эти сцены, по сути, являются гимном человеку, его силе и красоте. Бог – это творец, не знающий преград на пути к созиданию, образ, близкий представлению гуманистической эпохи о творце.

Вскоре после окончания работ в Сикстине умер Юлий II. Микеланджело занимается созданием памятника-мавзолея для его гробницы. Микеланджело исполняет фигуру Моисея для надгробия. Образ Моисея- один из самых сильных в творчестве мастера. Он вложил в него мечту о вожде мудром, смелом, полном сил, воли – качеств так необходимых тогда для объединения его родины.

С 1520 по 1534 годы Микеланджело работает над одним из самых значительных и трагичных скульптурных произведений – над гробницей Медичи - выражающей переживания, выпавшие на долю мастера и его родного города и всей страны. Италия тогда раздиралась внешними и внутренними врагами, протестанты разграбили католические святыни Рима. Флорентийская буржуазия свергает Медичи. Папа идет на Флоренцию походом. Она разгромлена, многие друзья Микеланджело погибают.

В настроении тяжелого пессимизма работает Микеланджело над гробницей Медичи. Одну стену он украшает фигурой Лоренцо, а другую Джулиано. Но оба изображения не имеют портретного сходства, что не соответствует традициям XV века. Он считает не обязательным точную передачу черт в лицах моделей. Для него важнее философская идея противопоставления жизни и смерти. Чувство беспокойства и тревоги исходит от образов Лоренцо и Джулиано. Это беспокойство усиливается позами фигур времени суток, расположенных у их ног: изогнутые тела как бы скатываются с крышек саркофагов, не находя опоры, их головы пересекают карнизы. Этот диссонанс нарушает архитектоническую гармонию Ренессанса и является предвестием новой эпохи в искусстве.

1535-1541 г.г. Микеланджело работает над росписью «Страшный суд» в Сикстинской капелле по требованию Папы Павла III. Сложные ракурсы переплетенных тел, повышенная экспрессия, создающие выражение беспокойства и тревоги – это черты чуждые Высокому Возрождению, как и сама трактовка темы «Страшного суда». Вместо торжества и справедливости над злом – крушение мира.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация