Исторический портрет Фаины Раневской

Материалы » Исторический портрет Фаины Раневской

Страница 1

Она родилась 114 лет назад. 65 лет спустя ей присвоили звание Народной артистки СССР – по совокупности достижений в искусстве. Через 15 лет после высокого присвоения она категорически отказалась праздновать свое восьмидесятилетие. На том основании, что "старость – это просто свинство".

Она известна своими едкими замечаниями, сотнями афоризмов и блистательно исполненными ролями в кино. Она позволяла себе некоторую дерзость в общении с сильными мира сего, ее еврейское происхождение доставляло ей немало проблем, но ни болезни, ни одиночество, казалось, не могли сломить эту великую женщину.

Раневскую можно считать своеобразным талисманом здравомыслящей интеллигенции, которая, надо полагать, была утомлена хождением строем под лозунгами. Она не была опасна, и не несла в себе угрозы властям, и даже получила Сталинскую премию целых три раза, однако ее отнюдь нельзя назвать идеалом советской женщины. В эпоху всеобщего равенства ей удалось сохранить индивидуальность. Раневская стояла особняком от всех, впуская в свою жизнь только достойных людей, в полном достоинства одиночестве взирая откуда-то издалека на суету людей, не наделенных ее мудростью, изредка бросая в их сторону саркастические намеки.

Она была слишком самобытной и яркой; то, что называется характерная актриса, и ни в кино, ни в театре она, по определению, не могла быть ведущей, поэтому ее героини всегда находились на отшибе, дабы не отвлекать зрителя от «правильной» линии. Раневская не была обделена славой, но, думается, что многих созданных для нее ролей она все же не сыграла – ее лучшей ролью стала роль мадам Розы Скороход в киноленте ”Мечта” Михаила Рома, позволившая Раневской играть в полную силу. Фаина буквально «влюбилась» в свою будущую героиню Розу Скороход. Наверное, она предчувствовала судьбу, которая ожидает вскоре ее народ, поэтому ей удалось создать один из самых запоминающихся еврейских характеров, еврейских трагедий. Едва ли это могло понравиться идеологам того времени, но отказываться от фильма на этом основании они не стали – он вышел на экран в 1943 году, в разгар Великой Отечественной войны.

Американский президент Франклин Рузвельт, посмотрев ленту, назвал Раневскую одной из величайших актрис мира. Ее талант отметил и Сталин:

«— Вот Михаил Жаров — хороший актер: понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду. Все равно сразу видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает, и все равно всегда разная».

Она ничего не боялась - другие боялись ее легендарного острого язычка. Когда кто-то, глядя на Сикстинскую Мадонну Рафаэля, сказал: «Ну чего в ней особенного?!», Раневская ответила, что эта дама так долго пленяла лучшие умы человечества, что она вполне может выбирать сама, кому нравиться, а кому нет. Эта фраза точно характеризует личность самой Раневской.

С развалом СССР Фаина стала еще более популярной: мода на гласность и критику предыдущего периода принесла свои плоды. Однако Раневская всегда останется человеком вне лагерей, ее вклад в историю – она сама. Она разнообразила будни страны развитого социализма, доставляла удовольствие своими меткими остротами и, что самое важное, служила примером для молодых талантливых людей. Поэтому я считаю ее достойной называться исторической личностью – хотя она и не вершила историю, и была по большому счету обычным человеком, Раневская остается одним из символов той эпохи.

Фаина Раневская (Фельдман) родилась 15 (по старому стилю) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Помимо неё в семье уже было два старших сына и дочь Белла. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами».

Ее отец, Герш Хаймович, крупный торговец и владелец фабрики сухих красок. Ему принадлежали несколько домов, магазин, склады, пароход "Св. Николай". Он являлся старостой синагоги и основателем приюта для престарелых евреев.

Мать, Милка Рафаиловна (Заговайлова) - поклонница литературы и искусства, страстная почитательница А. П. Чехова. От нее, видимо, унаследовала Фаина чувствительность, артистичность, любовь к поэзии, музыке, театру. Даже псевдоним ее - дань любви к Чехову. Судя по высказываниям самой Фаины Григорьевны, она не была счастлива в родительском доме. Трудно понять, почему, живя без всяких материальных проблем, в семье, где у нее были еще брат и сестра, горячо любимая мать, девочка чувствовала себя несчастливой и одинокой. Возможно, причина в ее повышенной ранимости из-за легкого заикания, которым Фаина страдала от рождения. Боясь, что над ней будут смеяться, она избегала сверстников и не имела друзей. Учиться она тоже не любила: проучившись в младших классах Мариинской женской гимназии, она упросила родителей забрать ее оттуда.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Народная иконопись
Однако, в условиях слабого надзора за иконописцами со стороны церкви в огромных сибирских просторах появились самые причудливые по сюжетам, манере и технологии произведения, так называемые «краснушки», «чернушки», полосатые, щепные иконы. ...

Отношение просветителей к науке
Просветители верили в науку, ее безграничные возможности. Они считали, что век религии должен смениться веком разума. Общество будет переустроено на разумных началах, на основе научных знаний. Эта идея наиболее полно выражена в философско ...

Женские образы в творчестве импрессионистов
Значительное место в творчестве импрессионистов занимает портретная живопись, в частности, изображение женских образов. Наиболее ярким представителем этого направления импрессионизма является Огюст Ренуар (1841-1919). Жизнерадостное воспр ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация