Культура первой половины XIX в

Материалы » Золотой век русской культуры » Культура первой половины XIX в

Страница 1

Культура первой половины XIX в. характеризовалась быстрой сменой направлений. В общественном сознании происходил постепенный отход от нормативности просветительской идеологии, лежавшей в основе стиля классицизма. И как следствие, усилилось внимание к человеку, его внутреннему миру, где чувство, а не долг выступало важным побудительным мотивом его поступков.

Широкое распространение и влияние в русской культуре начала века имел романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны 1812 г. Сутью романтического стиля было стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ, яркая индивидуальность и неповторимый облик которого не укладывались в рамки общепринятых стереотипов мышления и поведения. Личность находится в противоречии с окружающей ее реальностью — таково исходное положение романтизма. Дело в том, что романское искусство создавалось художниками, которые зачастую сами находились в сложном разладе с «враждебной действительностью». Они искали умиротворения в идеализированном прошлом, в народных преданиях, в тишине и покое природы. На почве увлеченности «вечной красотой» народного творчества возрождается интерес к самобытным истокам культуры.

Русский романтизм неотделим от общеевропейского, но при этом обладает ярко выраженной спецификой, обусловленной всем ходом предшествующего исторического и духовного развития. Внимание к отечественной истории было характерно для всей культуры в целом. К исторической проблематике обращались многие писатели, поэты, композиторы. Но русская художественная интеллигенция, в соответствии со своей миссией глашатая свободы и либерализма, не испытывала приверженности к абстракциям грез и иллюзий, к фантазиям, далеким от действительности. Окружающий мир воспринимался русскими художниками XIX в. как главный предмет творчества. Это стимулировало развитие реалистической образности, которая сочеталась с романтическими средствами выразительности. Историки русской культуры справедливо полагают, что романтизм стал важным звеном в общем процессе развития культуры от классицизма к реализму. Именно это одновременное переплетение стилей и способствовало рождению выдающихся произведений русского искусства.

В культуре «золотого века» литература сыграла главную стабилизирующую и созидательную роль, поскольку была, пожалуй, единственным видом искусства, который мог выразить наиболее полно потребности своего времени. Писатели-классики всегда тяготели к объемному, многомерному мировосприятию, сохраняющему многозначность и образность. Классическая литература XIX в. была больше чем литература. Она стала синтетическим художественным явлением, оказалась, по сути, универсальной формой общественного сознания, выполняя функции других видов искусства.

На характер и содержание русской культуры существенное влияние оказало движение декабристов, которое придало ей особые черты гражданственности и политического вольнолюбия. Это влияние послужило причиной для появления нового способа воспроизведения действительности, получившего впоследствии название критического реализма, одного из основных методов в русской литературе XIX в. Идеи борьбы и свободы личности нашли свое отражение в творчестве передовых русских писателей Пушкина, Гоголя, Лермонтова.

Начиная с Пушкина и Гоголя, русские писатели и поэты — И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Островский, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет и др. постоянно стремились воплотить в своем творчестве высокий социально-гуманистический нравственный идеал.

В первые десятилетия столетия архитектура, развиваясь в формах позднего классицизма — ампира, обретает особую торжественность. В отличие от дворцовых и храмовых построек предшествующей эпохи зодчие трудятся в основном над проектами зданий общественного и утилитарного характера: театров, министерств, казарм и т. д. Иными словами, облик архитектуры определяли постройки общегородского предназначения.

Первыми в русле позднего классицизма (ампира) в русской архитектуре творили А.Н. Воронихин и А.А- Захаров.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Информационная потребность и ее исследование
Истоки изучения читателя в России восходят к недифференцированным исследованиям народного читателя середины 19 в. Получив развитие в 1860–1870-х гг., эти исследования прошли путь от статистических общих наблюдений за народным читателем в ...

Начало творческого пути
Сандро Боттичелли (настоящее имя художника - Алессандро Филипепи) родился во Флоренции в 1445 году. Отец Мариано Филипепи по специальности был кожевником и жил с семьей (в которой Алессандро был младшим сыном) в квартале Санта Мария Но ...

Предпосылки формирования цивилизаций
Возникновению первых цивилизаций предшествовала неолитическая революция. Наличие избыточного продукта позволяло содержать освобожденных от производства пищи людей, исполнявших различные административные функции. Иными словами, на основе н ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация