Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России

Материалы » Культура России ХХ века » Первое послеоктябрьское десятилетие в развитии культуры России

Страница 1

Первое послеоктябрьское десятилетие потребовало, как указывалось выше, создания чисто «пролетарской культуры», противостоящей всей художественной культуре прошлого. Как выяснилось вскоре, задача не только не выполнимая, но и крайне вредная. Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей коренной революционной перестройки социальной структуры и по­литической организации общества приводили на практике как к отрицанию значения классического художественного наследия, так и к попыткам использования в интересах строительства новой социалистической культуры только новых модернистских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками складывающихся функций худо­жественной культуры.

Действительно, в теоретических разработках двад­цатых годов было много тупикового и противоречивого. На­пример, для многих культурологических концепций того периода характерен классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей культуры. В абсолютизации классового аспекта в художественной культуре особо выделялись две творческие организации - Пролеткульт и РАПП.

Пролеткульт — это культурно-просветительная и литературно-художественная организация, возникшая на­кануне Октябрьской революции и прекратившая свое су­ществование в 1932 году. Теоретики Пролеткульта А. А. Богданов, В. Ф. Плетнев, Ф. И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создаваема только (!) Представителями рабочего класса. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое культурное насле­дие, за исключением, пожалуй, тех художественных про­изведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным движением. Деятельность Пролет­культа была подвергнута резкой критике даже руководст­вом большевистской партии. Речь идет о знаменитом пись­ме В. И. Ленина в ЦК РКП /б/ «О пролетарской культу­ре» 1920 года.

Другой очень влиятельной творческой группой был рапп (российская ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на Первом Все­российском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920 года. В разные годы ведущую роль в ассоци­ации играли Л. Авербах, Ф. В. Гладков, А. С. Серафимович, Ф. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе за высокое художественное мастерство, полемизируя с тео­риями Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской культуры. В 1932 году РАПП был распущен.

В двадцатые годы большинство культурных органи­заций и пресса бравировали приблизительно такой фра­зой, что для того, чтобы прийти к своей собственной куль­туре, пролетариату придется до конца вытравить фети­шистский культ художественного прошлого и опереться на передовой опыт современности. И основной задачей проле­тарского искусства будет являться не стилизация под про­шлое, а созидание будущего. Классовые идеи двадцатых годов были продолжены в «вульгарной» социологии искус­ства тридцатых годов и с рецидивами дошли и до наших дней. Однако ряд выдающихся художников, и прежде все­го, писателей и поэтов активно этому противостояли. В этом ряду — имена А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгако­ва, М. Цветаевой, О.Мандельштама. Безусловный приори­тет общечеловеческого гуманистического начала над пар­тикулярным (включая узкоклассовое) был для них непре­ложным законом творчества.

Пожалуй, самые решительные перемены в первое революционное десятилетие произошли с русским теат­ром. Революция способствовала созданию советского ре­жиссерского театра, в котором именно режиссеру не только необходимо было иметь изобретательную фанта­зию постановщика, но и творческую волю, способную сплотить театральный коллектив, а также очень высокую гражданскую и художническую активность. Всеми этими качествами обладал Е. Б. Вахтангов — создатель одноименного театра — одного из самых известных теат­ров мира. За свою недолгую жизнь он поставил несколько спектаклей, но каждый из них (будь то «Принцесса Ту­рандот» К. Гальдони или Чеховская «Свадьба») стал об­разцом сценической трагедии, сценического гротеска и того, что мы сегодня называем праздничной театральнос­тью. Ученик К. Станиславского, младший современник В. Мейерхольда, близкий друг великого русского актера М. Чехова, Е. Вахтангов воспитал целую плеяду талантли­вейших советских режиссеров и актеров, среди которых особо выделялись Ю. Завадский и Р. Симонов.

Словом, несмотря на столкновение мнений, кон­фликты двадцатые годы были весьма плодотворны для развития отечественной художественной культуры. «Во многих областях искусства — в кино, литературе, изобра­зительном искусстве — это время оставило след и стало частью духовной сокровищницы нашего века. То же отно­сится и к науке».

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Театр ритуального зрелища
В состав храмового комплекса, по-видимому, должен входить и «театр». Театральные площадки со всеми атрибутами зрелищного сооружения, сценой и местами для зрителей, археологи нашли во всех городах Крита. Есть они в Кноссе, Фесте, Малий, Гу ...

Дворец царей
Самое обширное пространство на акрополе Матерь-города должен был занимать дворец. Цари Атлантиды, их многочисленные родственники и прямые потомки быстро увеличивались численно. Детям Посейдона нужно было достойное место для жизни. Каждый ...

Костюм XVII века
XVII в.— это полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и открывший новые капиталистические отношения. Крупнейшей колониальной и торговой державой Европы становится Голландия. Однако к кон ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация