По примеру Глинки композиторы использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русской литературе. Драма Пушкина "Борис Годунов" легла в основу оперы Мусорского, Бородин создал оперу "Князь Игорь" по мотивам "Слова о полку Игореве", Римский-Корсаков создал оперы "Майская ночь" и "Ночь перед рождеством" по Гоголю, а Мусоргский по повести Гоголя написал комическую оперу "Сорочинская ярмарка".
В 60-70-е гг. музыка не только достигла расцвета, но и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами "Могучей кучки" этому способствовали близко примыкавший к ним ним И.П. Чайковский, братья Рубинштейны, А.Н. Серов, В.В. Стасов. Организуется Русское музыкальное общество (РМО) сначала в Петербурге и в Москве. В 1862 г. композиторы "Могучей кучки" создали Бесплатную музыкальную школу, при которой организовали хор и симфонический оркестр из любителей.
П.И Чайковский относился к "кучкистам" с большой теплотой, поддерживал их в печати, высоко ценил М,Балакирева. Чайковский пишет оперы по произведениям Пушкина "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", оперу "Черевички" (по Гоголю), "Чародейка". В 1876 г. он создал балет "Лебединое озеро", в 1889г.-"Спящую красавицу", в 1892г.-"Щелкунчика". Композиторы "Могучей кучки" и П.И. Чайковский создали щедевры симфонической музыки, написали много романсов, других музыкальных произведений. Они вошли в плеяду русской и мировой музыкальной классики.
Вторая половина 19 века стала переломной и для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского. Это была эпоха Островского: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного "нравственно-общественного направления". В цикле сатирической комедии "бешеные деньги, "Лес", "Волки и овцы" и другие точно и ярко показаны типы и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. В драме "Гроза" передана тягостная, давящая атмосфера "темного царства". Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных, честных, эмоциональных людей в мир торгашества, обмана, лицимеря ("Беспрданница", "Последняя жертва", "Таланты и поклоники"). Среди проиведений Островского были исторические драмы, изумительная по-мему мнению пьеса-сказка "Снегурочка". Островский спсобствовал созданию новой школы в дратургии среди актеров.
Крупым драматургом этого периода был А.В. Сухово-Кобыин. В трилогии "Свадьбы Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" содержится обличение всей бюрократическй системы самодержавия от писаря до министра, продажности суда, произвола полиции и полное бесправие честных граждан.
Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге, но возникло уже большое число провинциальных театров. Резкое увеличение числа зрителей привело к демократизации театров и к созданию новых "клубных театров", где уровень постановок и профессионализма актеров был гораздо ниже, но играли они с большой охотой и нашли своего зрителя в демократической интелегенции. Островский подавал несколько записок о необходимости создания русского национального театра в Москве, потому что "для русского искусства нет поля, простора, где бы оно могло развиться".
Статьи по теме
Изображение Святого Георгия на Руси
На Руси особое почитание Георгия связано с именем киевского князя Ярослава Мудрого, принявшего Крещение с именем Георгий. В подражание византийским императорам князь Ярослав перенес на свои сребреники и печати образ Георгия-воина. В конце ...
Мебель
Древний обычай сидеть на земле был распространен и в Египте (известны скульптуры, изображающие людей в этой позе). И все-таки можно утверждать, что настоящая мебель для сидения впервые появилась в Египте. Вначале у египтян были только ни ...
Монументальная живопись XIV в. Феофан Грек
XIV век — «золотой век» новгородской монументальной живописи. Ее развитие осуществлялось на основе полностью сложившейся самобытной местной художественной школы и в самом тесном творческом контакте с приезжавшими на Русь живописцами визан ...