Культура России во второй половине XIX века

Материалы » Культура России во второй половине XIX века

Страница 9

По примеру Глинки композиторы использовали народную песню и в симфонических, и в оперных произведениях. Они также брали сюжеты в русской литературе. Драма Пушкина "Борис Годунов" легла в основу оперы Мусорского, Бородин создал оперу "Князь Игорь" по мотивам "Слова о полку Игореве", Римский-Корсаков создал оперы "Майская ночь" и "Ночь перед рождеством" по Гоголю, а Мусоргский по повести Гоголя написал комическую оперу "Сорочинская ярмарка".

В 60-70-е гг. музыка не только достигла расцвета, но и вышла за пределы салонов на публичную сцену. Вместе с композиторами "Могучей кучки" этому способствовали близко примыкавший к ним ним И.П. Чайковский, братья Рубинштейны, А.Н. Серов, В.В. Стасов. Организуется Русское музыкальное общество (РМО) сначала в Петербурге и в Москве. В 1862 г. композиторы "Могучей кучки" создали Бесплатную музыкальную школу, при которой организовали хор и симфонический оркестр из любителей.

П.И Чайковский относился к "кучкистам" с большой теплотой, поддерживал их в печати, высоко ценил М,Балакирева. Чайковский пишет оперы по произведениям Пушкина "Евгений Онегин" и "Пиковая дама", оперу "Черевички" (по Гоголю), "Чародейка". В 1876 г. он создал балет "Лебединое озеро", в 1889г.-"Спящую красавицу", в 1892г.-"Щелкунчика". Композиторы "Могучей кучки" и П.И. Чайковский создали щедевры симфонической музыки, написали много романсов, других музыкальных произведений. Они вошли в плеяду русской и мировой музыкальной классики.

Вторая половина 19 века стала переломной и для русского театра. Впервые большое место в его репертуаре заняли пьесы отечественных авторов, и в первую очередь великого русского драматурга А.Н. Островского. Это была эпоха Островского: почти три десятилетия ежегодно ставились его новые пьесы. В них Островский, по его собственным словам, придерживался обличительного "нравственно-общественного направления". В цикле сатирической комедии "бешеные деньги, "Лес", "Волки и овцы" и другие точно и ярко показаны типы и старых купцов-толстосумов, и новых дельцов-хапуг. В драме "Гроза" передана тягостная, давящая атмосфера "темного царства". Другой цикл составляют драмы и комедии о трагических судьбах одаренных, честных, эмоциональных людей в мир торгашества, обмана, лицимеря ("Беспрданница", "Последняя жертва", "Таланты и поклоники"). Среди проиведений Островского были исторические драмы, изумительная по-мему мнению пьеса-сказка "Снегурочка". Островский спсобствовал созданию новой школы в дратургии среди актеров.

Крупым драматургом этого периода был А.В. Сухово-Кобыин. В трилогии "Свадьбы Кречинского", "Дело", "Смерть Тарелкина" содержится обличение всей бюрократическй системы самодержавия от писаря до министра, продажности суда, произвола полиции и полное бесправие честных граждан.

Главными драматическими театрами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге, но возникло уже большое число провинциальных театров. Резкое увеличение числа зрителей привело к демократизации театров и к созданию новых "клубных театров", где уровень постановок и профессионализма актеров был гораздо ниже, но играли они с большой охотой и нашли своего зрителя в демократической интелегенции. Островский подавал несколько записок о необходимости создания русского национального театра в Москве, потому что "для русского искусства нет поля, простора, где бы оно могло развиться".

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Статьи по теме

Фукидид
Фукидид представляет собой высшую стадию в процессе становления античной исторической науки. Его труд – «История Пелопонесской войны» - сугубо событийная политическая история. Примечательно понимание Фукидидом сущности задачи истории как ...

Питер Брейгель Старший
Вершиной нидерландского искусства XVI в. является творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного "Мужицким" (родился между 1525 и 1530 гг., умер в 1569 г.). В начале своей творческой деятельности Брейгель создал ряд сатирическ ...

Микеланджело Буонаротти
Третий величайший мастер – Микеланджело (1475-1564). Он превзошел всех насыщенностью образов гражданственным пафосом, чуткостью к смене общественного настроения. Отсюда и творческое воплощение крушения ренессансных идей. Обнаженное прекра ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация