Развивался украинский национальный театр, для которого писали пьесы драматурги И.К. Карпенко-Карый, М.Л. Кропивницкий, М.П. Старицкий.
Были заложены основы украинской национальной музыки. Выдающийся вклад в развитие украинской и русской музыки внес украинский композитор, ученик Римского-Корсакова, Николай Витальевич Лысенко. Его оперы "Тарас Бульба", "Наталка Полтавка" имели огромный успех и не сходят со сцены до наших дней. В 1863 г. в Петербурге на сцене Мариинского театра была поставлена опера ученика М.И. Глинки, знаменитого украинского певца и композитора Семена Степановича Гулак-Артемовского "Запорожец за Дунаем", в основу которой легли мелодии украинских народных песен.
Я думаю, украинская литература, драматургия, искусство развивались в тесном взаимодействии с русской культурой. Многие произведения украинских писателей, и в первую очередь Т.Г. Шевченко, М.Вовчок, И. Франко и других переводились на русский язык, издавались в Москве и Петербурге, укрепляли общую культуру России.
В то же время на украине зародилось и развивалось буржуазно-националистическое движение, которое старалось разорвать связи украинского и русского народов. Националисты выступали с идеей о "безбуржуазности" украинской нации. Эти взгляды подвергались критике со стороны демократических украинских писателей.
В Белоруссии развитие культуры шло также под влиянием передовой русской культуры. Здесь сформировалась национальная интеллигенция из лиц, окончивших Петербургский, Московский, Киевский университеты. Революционно-демократическое направление возглавили выдающийся деятель белорусского революционного движения, публицист, воспитаник Петербургского университета К.С. Калиновский и писатель-демократ Ф.К. Богушевич. На формирования взглядов Богушевича оказали влияние учение Чернышевского, поэзия Некрасова и Шевченко. Широко известными стали сборники его стихов "Дудка белорусская" и "Смычок белорусский". Крупнымии белорусскими писателями были Янка Лучина и В.И. Дунин-Марцинкович. Янко Лучина, инженер по образованию, долго работал в железнодорожных мастерских. В своих стихах воспевал труд.
Большую просветительную, научную и практическую работу проводил в Белоруссии Земледельческий институт - первое в России высшее сельскохозяйственное учебное заведение.
В Прибалтике развитие школьного образования шло значительно быстрее, чем в центральных губерниях: по переписи 1897г. грамотность население старше 8 лет составляла в Эстонии - 90%, в Латвии-80% и в Литве-54%. В 80-х гг. были проведены реформы, по котором учебные заведения остзейских дворян и лютеранских пасторов были переданы в Министерство народного образования. Препоавание переводилось с немецкого языка на русский, кроме начальных школ. В ряде начальных школ обучение велось на латыжском и эстонском языках. Увеличелось число гимназий, учитеьских семинарий, других учебных заведений. Значительную роль в развитии просвещения и культуры Росси, сыгрло немецкое население Прибалтики. Много латышей, этонцев и литовцев учились в Дерптском, Петербургскм, Варшавском и дугих университетах, в Рижском политехническом институте. Петербургский университет окончил великий латышский поэт Я.Райнис. Крупным деятелеми эстонской культурыбыли выдающийся поэт и ученый Ф.Крейцвальд, ученый-языковед М. Веске.Крейцвальд составил знамеитую книгу эстонского национльного эпоса "Калевипоэг", а Веске работая в Канском университете, написал научный труд "Славяно-финские культурные отношения по данным яыка".
Статьи по теме
Функции и ритуал
Во внешнем дворе (Дворе язычников) тем, кто пришел принести жертву, продавали жертвенных животных. Здесь же располагались столы менял, у которых можно было обменять деньги на валюту, официально принятую для пожертвований в Храме.
Во внут ...
Искусство Нидерландов XV в
Проблема изучения нидерландской живописи. Основной источник ее изучения — "Книга о художниках" (1604 г.) Карела ван Мандера.
Творчество братьев Губерта и Яна ван Эйков. Связь с традицией фламандской и бургундской миниатюры. &qu ...
Архитектурное описание храма
Первый Иерусалимский храм - знаменитейший из храмов не только по его внутреннему значению, но и по внешнему великолепию и красоте. Центр духовной жизни всего еврейского народа был построен на горе Марьи, где по преданию находились ворота ...