Культура России во второй половине XIX века

Материалы » Культура России во второй половине XIX века

Страница 7

Ко второй половине 19 века относится расцвет пейзажной живописи, Картины Шишкина, Левитана, Куинджи, Саврасова, Поленова относятся к числу щедевров мировой живописи. Алексей Кондратьевич Саврасов любил в природе простое и скромное, но отмеченное печатью лирической задушевности. Его знаменитая картина "Грачи прилетели " поражает такого рода соединением "обыкновенности" мотива с редкостной поэтмчностью его истолкования.

В картинах Ивана Ивановича Шишкина "Лесные дали", "Корабельная роща", "Рожь" запечатлены красота и мощь русского леса, захватывющий размах необозримых российских просторов. Его картины утверждают величие и неповторимую прелесть русской природы.

Лучшие традиции пейзажной живописи передвижников были обобщены и развиты в творчестве выдающегося художника Исаака Ильича Левитана. В его полотнах "Вечер. Золотой лес", "Вечерний звон", "Март" и многих других передается все красочное богатство русского пейзажа.

Особое место в русском искусстве второй половины 19 века, занимают работы художника-мариниста И.К. Айвазовского и художника-баталиста В.В. Верещагина. Эти художники не входили в состав Товарищества передвижных выставок, но были близки им по своему духу

Излюбленной темой Ивана Константиновича Айвазовского было море. Он изображал море всю свою жизнь в различных его состояниях, при разном освещении. Его картины "Деватый вал", "Черное море" и многие другие широко известны в мире.

Васили Васильевич Верещагин вошел в число крупнейших мастеров, подняв на небывалую высоту батально-исторический жанр, осудив жесткокость и бесчеловечность войн. Циклы картин посвящены военным действиям в Средней Азии, русско-турецкой войне, Отечественной войне 1812 г. Выставки его работ в Европе и Америке пользовались большим успехом.

Развитие русской скульптуры второй половины 19 века протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи. Потребность в монументально-декоративной скульптуре уменшилась, посколько в основном велось строительство доходных жилых домов вместо пышных дворцов. В это время было воздвигнуто лишь небольшое количество достойных памятников. В первую очередь необходимо отметить работу Александра Михайловича Опекушина, автора памятника А.С. Пушкину в Москве, являющегося неотъемлемой частью архитектурного ансамбля города.

Наиболее талантливым скульптором второй половины 19 века был Марк Матвеевич Антокольский. Скульптора особенно волновали социально-этические проблемы. Его конкретно-исторические образы: Иван Грозный, Ермак, Петр I и мифологический Мефистофель олицетворяют идеи борьбы двух начал в человеке - добра и зла.

Значительные изменения претерпевает в этот период архитектура. Никогда прежде страна не знала такого размаха строительства домов различного типа: зданий крупных фирм, банков, гостиниц, вокзалов, магазинов, фабрик и заводов. Центры крупных городов быстро застраиваются. Рост цен на землю приводит к тому, что здания возводятся в 4-7 этажей, вплотную к друг другу, улицы превращаются в коридоры. Идет наступление на площади и парки. В Москве уничтожили ансамбль Театральной площади, в Петербурге в 70-80-е гг. возвели здание на территории Адмиралтейства, закрыв вид на него со стороны Невы, застроили прекрасную площадь между зданиями университета и Биржи.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Статьи по теме

М. Воробьев и его школа
Довольно серьезных достижений добилась академическая школа в области пейзажа. Центральной фигурой в этом жанре был М. Н. Воробьев (1787—1855), имевший большое количество учеников. Сам Воробьев, соединив схему классицистического пейзажа с ...

Тоталитаризм и культура
Долгое время в советском обществоведении господствовала точка зрения, согласно которой 30-40-е годы нашего века объявлялись годами массового трудового героизма в эконо­мическом созидании и в социально-политической жизни общества. Много бы ...

Иллюстрации в Библиях
Иллюстрации к Библиям появились в среде александрийских иудеев, когда около середины III в. до Р. Х. был осуществлен перевод Торы на греч. язык (Септуагинта). Они, испытав влияние эллинистической художественной культуры, могли являться пр ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация