Культура России во второй половине XIX века

Материалы » Культура России во второй половине XIX века

Страница 5

Еще более развенчание простого хозяйственного мужика, превращающегося по примеру Разуваевых и Деруновых в хищника, дает сатира Салтыкова-Щедрина. Он показал, что хозяйственного мужика до мироеда "один только шаг". Настоящего мужика, подлинный тип русского крестьянина дал Л.Н. Толстой. Начиная от "Казаков" и Платона Каратаева в "Войне и мире" до последних произведений, Л.Н Толстой больше обращал внимание не на быт,а на сознание, психологию крестьяниа, на его духовное состояние.

Купные писатели постоянно затрагивали самые жиотрепещущие, самые глубные темы, но острие направлялось на критику те условий жизни, которые обрекали наро на одичание, нищету, безграмотность, ф лучших представителей интеллигенции заставляли мучительно задумываться о том, как из этого положения. Эти искания гениально передал Ф.М. Достоевский в романах "Братья Карамазовы", "Бедные люди", "Идиот" и другие.

По-моему мнению русская литература давала ответы на самые жгучие вопросы жизни, а иногда самой постановкой вопросов ("Кто виноват?", "Что делать?", "Много ли человеку земли нужно?") заставляла задумываться о жизни, о людях, о себе. Огромное дело делала вся российская литература, поднимая культуру народа, прбуждая лучшие чувства, славя свободу, призывая к добру и милосердию.

В художественной жизни России пореформенного периода ярко выделяются два крупных созвездия талантов, центрами которых были Товарищество художников-передвижников и "Могучая кучка" композиторов. Новые веяния в искусстве были стихийными.

Первым сформулировал основные задачи передового искусства Н.Г. Чернышевский в 1855 г. в своей магистерской диссертации "Эстетические отношения искусства к действительности", явившейся настоящим событием в развитии эстетической науки.

Вторая половина 19 в. стала выжным этапом в развитии русского изобразительного искусства. Этот период часто характеризуют как "расцвет русского искусства". Оно стало подлинно великим, активно вторгаясь в жизнь и отражая ее, или решая проблемы, поставленные временем. В русской живописи существовало два основных направления, которые принято называть "академическое", выражавшее дворянско-буржуазные взгляды, и "передвижническое", т.е. демократическое.

Академия художеств, в стенах которой и разгорелся спор, была создана в середине 18 века. За многие годы своего существования она воспитала большое число знаменитых русских художников, среди которых О.А. Кипренский, К.П. Брюллов, А.А. Иванов, П.В. Басин и многие другие. Яркими представителем академической школы живописи во второй половине 19 века стал исторический живописец Г.И. Семирадский, принимавший участие в росписе храма Христа Спасителя.

Началом перелома в живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861 гг., и прежде всего картины В.Г. Перова "Приезд станового на следствие", "Сельский крестный ход на Пасхе" и другие. По поводу выставки 1861 г. крупный художественный критик В.В. Стасов писал: "Наше искусство наконец принялось за свои сюжеты, за свое содержание, за свои задачи . перемена очень чувствительна: в ней нельзя сомневаться, ею теперь повеяло сильно".

В 1863 г. в стенах Академии художеств произошел знаменитый "бунт четырнадцати". Лучшие выпусники решительно отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с академией и создали художественную артель. Старшиной и идейным руководителем артели был И.Н. Крамской. Товарищи считали его и П.М Третьякова самыми компетентными художниками.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Статьи по теме

Литература барокко
Стиль барокко нашел свое выражение и в литературе. И если архитектура, скульптура и живопись стремились к единению, то и в литературе можно наблюдать аналогичные явления: лирика стремится к монументальности, величественности. В то же врем ...

Монументальная живопись XIV в. Феофан Грек
XIV век — «золотой век» новгородской монументальной живописи. Ее развитие осуществлялось на основе полностью сложившейся самобытной местной художественной школы и в самом тесном творческом контакте с приезжавшими на Русь живописцами визан ...

Пирамиды фараонов IV династии
Ломаная пирамида Ломаная пирамида- египетская пирамида в Дахшуре, возведение которой приписывается фараону Снофру (XXVIв. дон.э.) (Приложения, рис.3) Для объяснения нестандартной формы пирамиды немецкий египтолог Людвиг Бурхардт (1863-1 ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация