Культура России во второй половине XIX века

Материалы » Культура России во второй половине XIX века

Страница 1

Отмена крепостного права и рост небывалыми темпами производительных сил самым непосредственном образом сказались на развитие культуры во второй половине 19 века. Рост промышленности, совершеннствоние техники производства настоятельно требовали грамотных рабочих, большого числа специалистов, что вызвало развитие просвещения и науки. Приобщение буржуазии к культуре сделало процесс ее развития более широким, чем раньше.

В пореформенное время в России Сложился особый слой образованных людей, котрый получил название "интеллигенция". Под интеллигенцией стали понимать лиц умственного труда, потребность в котором возрастала по мере модернизации России. К интеллигенцие относились земские, технические, творчекие, научные работники, педагоги, врачи, адвокаты и журналисты. Представители демократической интеллигенции претендовали на роль вырзителей интересов народа. Они активно участвовали в освободительном движении, где их демократизм часто принима роль крание формы революционной жертвенности. В разные год в этой роли выупали Н.Г Чернышевский, Д.И Писарев, П.Л Лавров, Л.Н. Толстой, Н.К Михалковский.

Обое место занимала народая интеллигенция, куда входии грамотные, тянувшиеся к знаниям и культуре представители кресянства и фабрично-заводских рабочх.

Наследием крепостной эпохи был крайне низкий уровень грамотности народа. Даже в Петербурге в конце 60-х гг. доля неграмотных (за исключение детей до 7 лет) составляла 44%. В Москве неграмотных оказалось 55%. В губернских городах этот процент повышался до 60-70 %, в уездных - до 70-80 %, в деревни грамотность была редким явлением.\

Положение улучшалось по мере развития земской школы. Увеличилось количество и городских школ. Несколько позднее с 80-х годов стала расширяться сеть церковно-приходских школ. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Была проведена реформа школьного дела, усовершенствована система подготовки учителей для народных школ. Теоретическое и практическое значение имели труды знаменитого педагога К.Д. Ушинского. К концу века успехи в деле народного обучения были очевидны. Грамотность в среднем по России превысила 21%.

Общая динамика преодоления неграмотности, внимание, котрое уделялось народной школе, средства, которые выделялись на развитие школьного дела правительством, давали основание говорить о том, что в области народного образования происходили кардинальные

перемены.

Значительную роль в распространении образования имели различные общественные организации, публичные библиотеки и читальны, другие общедоступные средства просвещения и самообразования. Число публичных библиотек выросло с 280 в 60-х гг. до 862 в 1894г. К концу века в России была широкая библиотечная сеть. Всего насчитывалось до 500 крупных публичных библиотек и около 3000 земских народных библиотек. Пользование ими было по большой части бесплатным.

По-моему мнению важнейшим событием в развитие просвещения В России стало открытие в Москве в 1862г. Московского Публичного и Румянцевского Музеума, в котором были собраны обширная библиотека, русская и западноевропейская живопись, коллекция монет, медалей, оружия и.т.д. В 70-е гг. 19 в. в Москве открываются два музея, решающих просветительские задачи, - Исторические и Политехнические.

Еще в начале века возникла идея учреждения музея отечественного искусства. Затем эта идея Обрела конкретное воплощение в различных частных галлереях. Общественное признание и и оканчательное развитие формирования русской школы изобразительного искусства подвели к необходимости созданя национального общедоступного музея.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

К. Юнг об архетипах коллективного бессознательного
Идеи психоанализа развивал ученик Фрейда, а впоследствии один из его критиков швейцарский психолог и теоретик культуры Карл Густав Юнг (1875 – 1961). В aнaлизe бeccoзнaтeльнoro K. Юнг пoшeл дaльшe 3. Фpeйдa, xoтя ocнoвныe eгo идeи o тoм, ...

«Нарышкинские» постройки
Тот же Яков Бухвостов строит в 1694-1697 годах один из лучших храмов этого времени - церковь Спаса в Уборах под Москвой. Этот великолепный памятник усадебной архитектуры принадлежит тому направлению в ее развитии, которое получило названи ...

Образование, просвещение и наука русского зарубежья
Русские эмигранты послереволюционной попы делали все возможное для сохранения русской культуры, для воспитания молодого поколения в духе русских национальных традиций. С это целью во многих европейских странах были созданы русские школы и ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация