Итальянское искусство периода XVII-XVIII вв

Материалы » Искусство Древнего Рима, Византии, Италии » Итальянское искусство периода XVII-XVIII вв

Страница 1

В XVII в. нации, воспринявшие из Италии основы гуманизма, приобретают духовную независимость и создают свою национальную культуру, уровень которой настолько высок, что уже приходится говорить о новой европейской культуре в широком объеме. И все же искусство Италии еще весомо по своему значению, о чем свидетельствует деятельность ряда прогрессивных художников страны.

В данный исторический период наблюдается тяготение мастеров барокко к грандиозным размерам, сложным формам, монументальной приподнято­сти, пафосу — поиски средств, усиливающих действенность создаваемых образов.

Наиболее полное выражение барокко нашло в архитектуре, которая не только решала задачи католической пропаганды; ее прогрессивные тенденции выявились в планировке городов, площадей, зданий, рассчитан­ных на массы народа. Блестящим центром барочной архитектуры стал католический Рим. Истоки барокко были заложены в позднем творчестве Виньолы, Палладио и особенно Микеланджело.

Свое Крайнее выражение иррациональность, экс­прессивность и живописность барокко находят в творчестве Франческо Борромини (1599—1667). Не считаясь с логикой конструкций и возмож­ностями материалов, он заменяет прямые линии и плоскости изогнутыми, скругленными, извивающимися. Его произведения – церковь Сан Карло у четырех фонтанов в Риме.

Подобно мастерам Возрождения, основоположник стиля зрелого барокко Лоренцо Бернини (1598—1680) был разносторонне ода­ренным человеком. Архитектор, скульптор, живописец, гениальный де­коратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял офи­циальное направление итальянского искусства. Одно из самых характер­ных его сооружений — церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме (1653— 1658). Крупнейшая архитектурная работа Бернини — окончание многолет­него строительства собора св. Петра в Риме и оформление площади перед ним.

Наблюдаются новые тенденции в живописи и скульптуре. Так, наряду с барочной архитектурной пластикой Бернини создает ряд ста­туй и портретов. Характер его новаторских исканий проявляется в статуе «Давид» (1623). Бернини изображает Давида в неисто­вом порыве ярости, в момент схватки, полного драматического пафоса.

Новаторство Бернини проявилось и в многочисленных портретах, скульптурных бюстах. Созданный Бернини пышный репрезен­тативный портрет Людовика XIV — французского «короля-солнце» послужил образцом для подражания барочным скульпторам.

Художником огромной творческой смелости был Микеланджело Меризи да Караваджо (1573—1610). К числу его ранних картин относится «Девушка с лютней» (1595).

Как жанровая сцена решена композиция «Призвание Матфея» (1597— 1601). Крепкими, полнокровными людьми предстают в произведениях Кара­ваджо святые и великомученики: простодушный грубоватый Матфей, суро­вые, вдохновенные Петр и Павел. От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо. В «Положении во гроб» (1604) на глу­боком темном фоне ярким светом выделяется тесно сплоченная группа близких Христу людей, опускающих его тело в могилу. Они грубоваты и сдержанны в своих чувствах, но движение каждого отмечено особой собранностью. И только воздетые в патетическом порыве отчаяния руки Марии Магдалины оттеняют суровую скорбь остальных персонажей, составляя контраст с давящей тяжестью безжизненного тела Христа.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация