Культура России во второй половине XIX века

Материалы » Культура России во второй половине XIX века

Страница 12

Издавался ряд газет и журналов на лытышском и эстонском языках, значительное развитие получили национальные литературы народов Прибалтики. В конце 19 в. начинали свою творческую деятельность эстонский писатель Э.Вильде и латышский поэт Ян Райнис. В молодости Райнис учился в Петербургском университете и на всю жизнь сохранил любовь к русской литературе. На латышский язык он перевел "Бориса Годунова" А.С. Пушкина и "Демона" М.Ю. Лермонтова, сделав эти великие произведения русской литературы доступными для латышского народа.

Особо в культуре народов Прибалтики выделяется имя литовского композитора и художника Микалоюса Константиноса Чюрлениса. Опираясь на народную музыку, композитор красочностью языка как бы сближает музыку и живопись в своих симфонических произведениях, а в картинах стремится к пластической передачи музыкальности.

"Отцом латышского театра" называют Адольфа Алунана.

Культура народов Кавказа во второй половине 19 века тоже испытала благотворное влияние общественного подъема в стране. В грузинской литературе выдающуюся роль сыграл Илья Григорьевич Чавчавадзе-крупнейший поэт, беллетрист, драматург, переводчик. Вместе с писателями-соратниками Акакием Ростомовичем Церетели и Георгием Церетели Чавчавадзе принадлежал к направлению революционных демократов, высоко ценил произведения Белинского и Чернышевского, Пушкина и Толстого. Я считаю, что русская культура оказала большое, руководящее влияние на путь Грузинского развития, оказало воздействие на то, что сотовляло духовную силу, сознание, мысль грузинской культуры. В конце века на литературное поприще вступил еще один замечательный грузинский поэт и писатель Важа Пшавела, автор более 30 поэм, многих стихов.

Еще 1851 г. в Тифлисе был открыт оперный театр с русской труппой. С 80-х гг. в нем ставились оперы Глинки, Чайковского, Римского_корсакова и другиз композиторов. Было создано отделение Русского музыкального общества и регулярно проводились концерты симфонической музыки. В эти же годы композитор Мелитон Антонович Баланчивадзе создал первую грузинскую оперу "Коварная Тамара". М.А. Баланчивадзе вместе с Д.И. Аракишвили стали основоположниками грузинского романса. Одной из известных грузинских опер является "Абесалом и Этери", написанная Захарием Петровичем Палиашвили.

На основе поэтической легенды о любви царевича Абесалома и крестьянской девушки Этери.

В Тифлисе возник национальный грузинский профессиональный театр. На его сцене шли пьесы И. Чавчавадзе, А. Церетели, русских и зарубежных классиков.

В армянской литературе роль великого просветителя своего народа сыграл Микаэл Набландян-философ-материалист, поэт и критик. Он многое сделал для развития армянской литературы и искусства.

Основой для развития армянского театра стала драматургия Г. Сундукяна. В своих комедиях и драмах Сундукян показывал хищничество нарождавшейся буржуазии, власть денег, порождавшую ложь и обман. Первый армянский театр возник в Тифлисе, который был ощбекультурным центром Кавказа. Театр был создан армянским классиком драматургом Сундукяном. Впоследствии армянский театр ставил спектакли в Эриване (Ереване). Новый этап в развитии армянского театра опредедила драиатургия выдающегося прозаика А.М. Ширванзаде. На театральной сцене традиции реализма и жизненной правды утверждал актер и режесер Г.А. Чмышкян. Много для развития музыкального и оперного искусства сделал Армен Тигранович Тигранян, создавший классическую армянскую оперу "Ануш". Основоположником армянской симфонической музыки называют Александра Афанасьевича Спендиарова. Как ученый, музыкальный деятель и собиратель народных песен известен Комистас (С.Г. Согомян)

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Статьи по теме

Культура России во второй половине ХIХ века
Покоится. Как пишет Бердяев, русские писатели были «полны жутких предчувствий надвигающейся катастрофы». Эти предчувствия оказались возможными потому, что русские писатели XIX в. всегда искали, по словам Бердяева, не столько со­вершенных ...

Идеалы и ценности: исторический обзор
Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир долж ...

Массовая культура
Массовая культура является одной из форм отчуждения человека в современном обществе. Если в производственной сфере человек — лишь средство этого производства, то в массовой культуре человек — это покупатель, и усредненный вкус множества л ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация