Особенности античного искусства

Материалы » Искусство Древней Греции и Древнего Рима » Особенности античного искусства

Страница 1

Особенностью античного искусства явился подчеркнутый интерес к человеку, который был его главной темой. Греков мало интересовала окружающая среда: ландшафту стали уделять внимание только в эллинистический период. Однако в греческом искусстве еще не было культа индивидуального, он возникнет позже - в эпоху эллинизма в Древнем Риме. А пока главенствовал эстетический идеал, основанный на обобщенном представлении о красоте человеческого тела, созвучного космосу, населенному богами. Человек у греков рассматривался в качестве микрокосмоса, созданного по аналогии с макрокосмосом. Поэтому и портрет в греческом искусстве был развит слабо, что вовсе не означает, что передача сложной гаммы человеческих чувств и переживаний грекам была чужда. Они решали эту задачу другими средствами и в других видах искусства (античный театр, литература, музыка и проч.) Это было время философов Платона и Аристотеля, драматургов - авторов великих трагедий Софокла, Эсхила и Еврипида и других классиков античной культуры.

Что касается греческой скульптуры, то выразительность образа заключалась во всем теле человека, его движениях, а не в одном только лице. Несмотря на то, что многие греческие статуи не сохранили свою верхнюю часть (как, например, «Ника Самофракийская» или «Ника, развязывающая сандалии» и другие) и дошли до нас без головы, но мы забываем об этом, глядя на целостное пластическое решение образа. Поскольку душа и тело мыслились греками в нераздельном единстве, то и тела греческих статуй необыкновенно одухотворены. К этому периоду относятся известные статуи «Дискобол», «Мальчик, вынимающий занозу из пятки» и другие. Лица античных статуй классического периода похожи друг на друга, и лишь в IV в. до н.э. - в период поздней классики - искусство начинает тяготеть к большей конкретности и характерности образа.

В это время политическое могущество Афин пошатнулось, подорванное длительной войной со Спартой, что отразилось и на искусстве. Усиливаются и внутренние противоречия полиса, что та же ведет к нарушению гармонии и покоя, уступая место внутренней тревоге и драматичности создаваемых в это время образов искусстве. В скульптуре заметно меняется характер движений и поз. Эти тенденции заметно обнаруживают себя в пластическом искусстве у скульпторов - Праксителя и Скопаса. Если в архаический период предпочтение отдавалось прямым фигурам, то в эпоху зрелой классики появляются плавные движения, сохраняющие состояние устойчивости и внутреннего покоя, а уже в позднюю классику фигурам необходима какая-то внешняя точка опоры (так, «Раненая амазонка» опирается на полуколонну). Пракситель и художники его круга не любили изображать мускулистые торсы атлетов, отдавая предпочтение красоте женского тела с ее плавными и мягкими переходами объемов, поэтому мужчины нередко имели у них женоподобный облик. И хотя подлинных произведений Праксителя почти не сохранилось, одни лишь римские копии, но дух его искусства передает мелкая греческая пластика - танагрские глиняные статуэтки (в коллекции Эрмитажа), которые передают живу грацию, они мечтательны, задумчивы, ласковы и лукавы - все это характеризует искусство Праксителя. В отличие от него, Скопас был художником бури, страстным и порывистым, поэтому и движения созданных им скульптурных образов столь же порывисты и динамичны, как он сам. Его сцены битвы с амазонками передают упоение от боя, хмельной пыл сражения. Образ «Менады» предстает в буре диониссийской пляски, она напрягает все тело, выгибая торс и запрокидывая голову, уподобляясь натянутому луку.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Некоторые особенности исторического пути Югославии
Восточный вопрос! Кто из нас в этот месяц не переживал довольно необыкновенных ощущений, и сколько было толков в газетах! И какое смущение в иных головах, какой цинизм в иных приговорах, какой добрый честный трепет в иных сердцах, какой г ...

Развитие науки в Европе
Николай Коперник (1473 – 1543) – польский астроном, совершивший переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учении о центральном положении Земли, объяснив видимые движения небесных светил вращением планеты ...

Влияние науки на духовное развитие человека
На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация