Искусство Древней Греции и Древнего Рима

Материалы » Искусство Древней Греции и Древнего Рима

Искусство Древней Эллады своими корнями уходит не только в культуру древневосточных цивилизаций, но также и в Критомикенскую культуру, которая была открыта благодаря археологическим раскопкам на о. Крит. Найденные в конце XIX в. – начале XX в. останки этой культуры позволяют судить о достаточно высоком уровне развития духовной и материальной культуры народов, проживавших в конце III – нач. II тыс. до н. э. на о. Крит, а несколько позже в городе Микены, расположенном на греческом материке близ побережья Эгейского моря.

Критские письмена до сих пор не расшифрованы, и остается открытым вопрос о том, к какой этнической группе принадлежали эти народы и каков был их общественный уклад. Большинство ученых склоняются к выводу, что на Крите, так же как и в Египте, была рабовладельческая монархия. Другие считают, что там существовало родовое, доклассовое общество типа военной демократии.

При раскопках в Кноссе на о. Крит найдены останки дворцового сооружения. Своей причудливой архитектурной формой оно напоминает греческий миф о Лабиринте. По-видимому, поэтические фантазии мифа появились не на пустом месте, и лабиринт действительно существовал. Стены дворца покрыты фресками, фрагменты которых достаточно хорошо сохранились. Довольно часто на них, так же как и на критских сосудах, можно встретить изображения быка: то мирно пасущегося, то разъяренного. Образ быка в критском искусстве, так же как и в античных мифах, встречается часто - очевидно, это животное играло какую-то важную роль в жизни древнего народа и его религии.

Критское искусство не подчинялось строгим канонам, как предшествовавшее ему египетское искусство. Отсюда впечатление радости и непосредственности, которым веет от произведений критского искусства. В то же время критские изображения во многом напоминают египетские рельефы с часто встречающимися изображениями животных (львов, кошек и проч.). Найденные в Кносском дворце рельефные изображения человеческих фигур также во многом по своей манере напоминают египетские. Все это свидетельствует о том, что критяне, поддерживавшие торговые и культурные отношения с Египтом, могли позаимствовать у него и манеру написания рельефов.

Однако за внешним сходством с египетским искусством обнаруживаются и существенные различия в мироощущении и стиле критян. На Крите предпочитают непринужденность и большую свободу в изображении фигур, в то время как в египетском искусстве главное - это строгость и геометрические формы, суровая величавая простота, симметрия, каноничность изображения. Достаточно часто критяне изображали женские фигуры, которые отличались непринужденностью и большей свободой - возможно, они были жрицами или это явилось отражением матриархальных отношений на о. Крит - неизвестно. Кроме того, критское искусство отличает стремление к причудливым и извилистым линиям, в живописи и дворцах-лабиринтах царит ассиметрия. В искусстве древних критян часто встречается тема моря - пейзажи, лазурный цвет, изгибы водорослей в орнаменте на амфорах. Со временем критское искусство претерпевает изменения, становится манерным, что свидетельствует, по-видимому, о его увядании. В конце XV в, до н.э. города, расположенные на о. Крит, превратились в развалины. Предполагают, что критяне подверглись опустошительному набегу ахейских племен, но не исключены также стихийные бедствия - землетрясение или извержение вулкана.

После исчезновения критской культуры ее преемником явилась близкая ей Микенская культура, которая просуществовала еще примерно три столетия. Ее стиль отличался большей сухостью и строгостью линий, архитектура была более суровой. Если в критских поселениях не было крепостных стен и военных укреплений, то в Микенах, напротив, крепости встречаются достаточно часто. Они воздвигались на высоких холмах, окружались стенами, сложенными из высоких каменных глыб (так называемая «циклопическая кладка»). Такая архитектура была обусловлена частыми длительными войнами.

О Троянской войне, длившейся десятилетия, рассказано Гомером в «Иллиаде». Война ахейцев против Трои относится примерно к XIII—XII вв. до н.э. Тем самым Гомер запечатлел историческую память о микенской эпохе, где правда переплетается с художественным вымыслом. Знаменитое описание щита Ахилла свидетельствует о высокой культуре эгейского мира. По преданию, щит был изготовлен самим богом ремесла Гефестом, который покрыл его картинами полевых работ, плясок и празднеств. Со временем эгейская культура пришла к упадку ввиду вторжения дорийцев - северных племен, стоявших на значительно более низком уровне культуры, чем микенцы. Для дорийского искусства был характерен геометрический стиль, во многом напоминающий древнее искусство эпохи неолита (большие деревянные идолы, глиняные сосуды, покрытые однообразным узором, мелкие глиняные статуэтки во многом напоминающие наши вятские дымковские игрушки).

Статьи по теме

Естественно-научный и гуманитарный подходы, гуманитарный подход в культурологии
Только в Новое время научное мышление перестает выполнять сервилистическую функцию по отношению к религии. Но зато тут же попадает в еще более тесные объятия: начинает обслуживать инженерию. Небезынтересно отметить, что этот союз выковыва ...

Отношение ко времени
В Японии время носит менее явное понятие, оно не линейно, а концентрично. Нисимура Ясуко писал: "Будь то смена времен года - весны, лета, осени и зимы или чередование рассвета с закатом, дня с ночью, японцам свойственно постоянное о ...

Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре
Появление науки, систематически изучавшей культуры как особые формы организации жизни человека и регулярно существовавшей в ряде европейских стран, обычно датируется примерно 50-ми годами XIX в. Это не означает, что до этого времени не бы ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация