Материалы и технологии изготовления рукописной книги

Материалы » Иллюстрации в древневековых книгах » Материалы и технологии изготовления рукописной книги

Страница 1

Пергамен. Пергамен производится из кожи животных. Превращение животной шкуры в чистый белый материал, пригодный для письма, было делом „перкаменария”, производителя пергамена, или пергаменщика. В позднем Средневековье пергаменщики занимали не последнее место среди городских ремесленников и торговцев.

Выделка пергамена это длительный и сложный процесс. Древние руководства для мастеров-пергаменщиков подчеркивают исключительную важность первоначального отбора хороших шкур. Средневековый скот страдал от многочисленных болезней и паразитов, оставляющих неприемлемые повреждения на снятой коже пораженного животного. Пергаменщику, выбиравшему шкуры на скотобойне, приходилось также обращать внимание на цвет шерсти или щетины, поскольку и он влиял на цвет пергамена, получавшегося в результате обработки шкуры. Из шкур белых овец или коров получался белый пергамен, тогда как коричневые тени, являющиеся одной из самых эстетически привлекательных черт пергамена, обязаны были своим происхождением пятнистым или пегим животным.

Прежде всего пергаменщик должен был вымочить шкуру в холодной проточной воде в течение суток – согласно одному рецепту, – или „пока она не станет достаточно чистой”, согласно другому. Когда шкура начинает гнить, волосяной покров естественным образом опадает. В жарких странах влажные шкуры могли быть для убыстрения загнивания выложены на солнце. Обычно, однако же, процесс сведения волоса осуществлялся путем вымачивания шкур в деревянных или каменных чанах в водно-известковом растворе в течение трех – десяти дней; содержимое чанов несколько раз в день перемешивали деревянным шестом. Сырые склизкие шкуры вынимали одну за другой и натягивали волосяной стороной наружу на огромном вертикально стоящем изогнутом деревянном щите. Пергаменщик соскребал оставшуюся шерсть длинным изогнутым ножом с деревянными ручками на обоих концах. Обнажалась голая кожа: розовая там, где шерсть животного была белой, бледная там, где она была коричневой. По возможности, внешний слой кожи тоже удалялся. Та поверхность животной кожи, на которой прежде росли волосы, известна как зернистая сторона пергамена. Очищенная от шерсти и вычищенная кожа еще раз на пару дней окуналась в свежую воду, чтобы удалить оставшуюся на ней известь.

На втором этапе процесса пергаменщик превращал кожу в собственно пергамен. Суть этого превращения состояла в растягивании кожи, гибкой и влажной после вымачивания в свежей проточной воде, для высушивания на деревянной раме - пяльцах.

Пергаменщик поддерживает влажность кожи, окачивая ее ковшами горячей воды. Затем он начинает усердно скоблить ее при помощи изогнутого скребка с ручкой посередине. Обычный нож имеет острый конец и мог бы легко прорезать туго натянутую поверхность. Серповидный скребок, называемый lunellum, встречается на средневековых изображениях пергаменщиков как один из самых характерных атрибутов их ремесла. Он используется, чтобы хорошенько выскоблить обе поверхности кожи, особенно мясную сторону.

По мере продвижения работы пергаменщик постепенно затягивает колки и, забивая их молотком, фиксирует их положение. Кожа сохнет на раме, съеживаясь и уплотняясь. Когда она окончательно высыхает, выскабливание начинается заново. В раннем Средневековье пергамен, изготовленный в монастырских мастерских, был довольно толстым, но к XIII веку его научились делать тонким, как паутина. Зернистая сторона, где когда-то была шерсть, выскабливалась, особенно на этой последней стадии обработки кожи, так, чтобы удалить стеклянный глянец, делающий поверхность кожи непригодной для письма. Теперь колки можно распустить. Сухой тонкий непроницаемый пергамен снимают, скручивают в рулон и убирают на хранение или передают на продажу.

Пергамен представляет собой необычайно стойкий материал, гораздо более долговечный, чем, например, кожа. Он хранится в превосходном состоянии по тысяче и более лет. Хороший пергамен мягок и тонок, на ощупь он бархатист; легко скручивается. Зернистая сторона листа, где когда-то была шерсть, обычно немного темнее по цвету: она может иметь более сливочный, более желтый (особенно если пергамен сделан из овечьей кожи) или более коричневато-серый (если пергамен сделан из козьей кожи) оттенок.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Причины культурного упадка майя
Что же произошло с процветающей страной? Наиболее популярно предположение о деградации почв, вызвавшей упадок хозяйства. Подсечно-огневая система земледелия без применения удобрений истощает их, стимулирует эрозию. Подробно разрабатывал э ...

Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре
В начале XX века В. И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно— творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. В работе «Партийная орган ...

Мифология Двуречья
Мифология Двуречья дошла до нас в разных формах – шумерской, вавилонской и ассирийской. Хотя между вариантами любого конкретного мифа существует очень небольшая разница, тем не менее между шумерским и ассирийско-вавилонским вариантами ми ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация