Материалы и технологии изготовления рукописной книги

Материалы » Иллюстрации в древневековых книгах » Материалы и технологии изготовления рукописной книги

Страница 2

Папирус. Однако же, не все средневековые книги были написаны на пергамене. Средние века унаследовали от Античности древнюю традицию изготовления книг из папируса, и этот хрупкий писчий материал из египетского тростника использовался вплоть до VII или даже VIII века н.э. Папирус дешев в изготовлении и пригоден для сворачивания в свитки, однако же не подходит для переплетения текстов в форме книги, поскольку папирусные страницы ломаются от постоянного переворачивания, а сгибы недостаточно прочны, чтобы выдержать давление на шовные нити в середине тетрадей. Непрочность папируса определила форму книги, доминировавшую во времена, пока папирус оставался основным писчим материалом: свиток.

Свитки папируса бывали разного размера. Некоторые из них достигали сорока метров в длину, но обычная длина колеблется между шестью и десятью метрами. Текст в свитках располагался колонками слева направо. Для лучшей сохранности тростниковые свитки наматывались на специальные деревянные или костяные веретенца с закругленными ручками на концах. Скрученный свиток хранился в кожаном футляре. Производство папируса в IV-VI веках было монополией Египта. Оно продолжалось там даже после арабского завоевания (640г. н.э.), до X века. Изготовление папируса было долговечной традицией также в Сицилии, куда оно было принесено из Египта во времена папы Григория I Великого (590 - 604). Сицилийские плантации папируса сохранялись до XIII столетия, а папская канцелярия пользовалась папирусом для ведения корреспонденции до XI века. Само слово „папирус” сохранилось в современных европейских языках в слове, означающем бумагу (англ. paper, фр. papier, нем. Papier и т. д.).

Бумага. Сохранилось довольно много средневековых книг, написанных на бумаге. Дешевые книжечки для клириков и студентов к XV веку гораздо чаще писались на бумаге, чем на пергамене. Даже самые крупные аристократические библиотеки содержали бумажные книги. В некоторых таких книгах внешняя и внутренняя пары страниц в тетрадях сделаны из разных материалов: снаружи пергамен, внутри – бумага, вероятнее всего потому, что пергамен прочнее, а внешние страницы более всего подвержены повреждениям.

Бумага была изобретена в Китае, приблизительно во втором столетии н.э., и технология бумагоделания в течение тысячелетия медленно передавалась из Китая через арабский мир в Западную Европу. К XIII веку бумажные мельницы появились в Испании и Италии; во Францию они пришли в 1340г., в Германию – к 1390г., а в Англии их не было до самого XV века. Бумагу экспортировали с мест производства во все концы Европы.

Приблизительно к 1400г. бумага стала довольно распространенным материалом, на котором издавались брошюрки с проповедями, дешевые учебники, популярные трактаты и тому подобные книги. В 1480г. Кембриджский университет оговаривает, что только книги, писанные на пергамене, могут быть приняты в качестве залога за ссуду. Бумага, очевидно, считалась недостаточно ценной. Изобретение книгопечатания в 1450-х гг. изменило потребность в бумаге, и к концу XV века бумага удешевилась настолько, что ее использовали для издания всех, кроме самых роскошных книг.

Средневековую бумагу делали из льняных тряпок. Такая бумага намного прочнее современной, сделанной из древесной массы, и писцы XV века ошибались, думая, что доступная им бумага недолговечна. Тряпичная бумага производится следующим образом. Белые тряпки сортируются и хорошенько промываются в емкости, имеющей отверстия для стока воды. После этого тряпки оставляют гнить в течение четырех-пяти дней. Сырые распадающиеся куски тряпок мелко нарезают и отбивают в течение нескольких часов в чистой проточной воде, оставляют разлагаться в течение недели, опять отбивают, опять оставляют гнить, и так несколько раз до тех пор, пока тряпки не распадаются окончательно в текучую водянистую массу, которую выливают в огромный чан. Проволочную рамку окунают в чан, зачерпывая тонкий слой мокрых волокон, дают стечь воде и опрокидывают массу на кусок войлока, накрываемый сверху еще одним таким же куском. Такие „бутерброды” из войлока и бумаги складывают один на другой во много слоев и затем помещают под пресс для удаления излишков воды. После этого влажную бумагу можно вынуть и повесить сушиться. Готовые листы бумаги пропитываются животным клеем, сделанным из прокипяченных кусочков телячьей кожи (велюра) или других обрезков. Пропитка делает бумагу влагонепроницаемой и позволяет ей впитывать чернила, не давая им растекаться. Пропитанные листы иногда прессовали еще раз, чтобы сделать их совсем плоскими. Иногда – особенно на северо-востоке Италии - бумагу еще полировали гладким камнем для придания ей роскошного глянца.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Самые значимые работы Андрея Рублева
Владимирский Успенский собор, упоминаемый в летописи, древнейший памятник домонгольской поры, возведенный во второй половине XII века при князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, был кафедральным собором митрополита. Разорен ...

Одежда
Одежда киргизов также была приспособлена для условий жизни, обусловленный видом деятельности. Это была ситцевая или бязевая рубаха, просторные штаны на завязке. Поверх рубахи надевался камзол, сшитый приталено, в холодную погоду поверх ко ...

Стили в художественной культуре XIX века: романтизм, реализм, импрессионизм, постимпрессионизм и их представители в искусстве
Как художественный стиль классицизм (от лат. classicus — образцовый) начал складываться в европейском искусстве в XVII в. Его важнейшей чертой было обращение к принципам античного искусства: рационализму, симмет­рии, направленности, сдерж ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация