Материалы и технологии изготовления рукописной книги

Материалы » Иллюстрации в древневековых книгах » Материалы и технологии изготовления рукописной книги

Страница 3

Прежде чем средневековый писец начинал писать книгу, он должен был решить, будет ли он ее писать на бумаге или на пергамене. Бумага была дешевле и легче и обладала тем преимуществом, что ее поставляли листами определенного формата. Пергамен, считавшийся более стойким материалом, ценился еще тем, что, по сравнению с неподатливой плоскостью бумаги, его упругая писчая поверхность позволяла перу делать более свободные штрихи. Самые красивые и совершенные средневековые манускрипты, такие как часословы и другие традиционные книги, рассчитанные на долгую службу, всегда писались на пергамене.

Пергамен и бумага, вышедшие из мастерской пергаменщика или бумагоделателя, поставлялись в виде больших квадратных листов. Несколько полных листов вкладываются один внутрь другого, сгибаются пополам по вертикали и затем могут быть прошиты по середине центрального сгиба, так чтобы получилась книга в ее простейшей форме. Каждая такая пачка сложенных полных листов называется тетрадью, или брошюрой. Все средневековые книги собраны из тетрадей. Книга – это целое, собранное из более мелких частей. Писцы и иллюстраторы работали всегда только над одной тетрадью за раз. При добросовестном исследовании средневековой книги одной из первых задач ученого зачастую становится поиск середин тетрадей (там, где они были прошиты) и определение физического строения книги, т.е. начала и конца каждой тетради. Тетрадь обычно состоит из 8 листов (folio), или 4 полных листов (bifolia). В раннеирландских манускриптах и в итальянских рукописных книгах XV века тетрадь часто состояла из 10 листов. Маленькие библии XIII века, в которых использовался исключительно тонкий пергамен, часто собирались из тетрадей, содержавших по 12, 16, а то и 24 листа: это означает, что полный лист сгибался, соответственно, 6, 8 или 12 раз. Иногда вся книга могла быть собрана из тетрадей в 8 листов, а заканчивалась тетрадью в 6 или 10 листов, поскольку так лучше умещался оставшийся текст. Иногда даже внутри книги находились тетради разной длины: так можно судить о том, как переплетчик собирал книгу.

В раннем Средневековье писцы, вероятно, сами складывали куски пергамена в тетради по мере переписывания книги. Самое позднее, к XV веку торговцы писчебумажными товарами продавали бумагу и пергамен уже сложенными в тетради.

Линование. В помощь писцам страницы средневековых книг разлиновывались, так же как разлиновываются современные тетрадки для обучения школьников письму, а современные гроссбухи и бумага для писем так и печатаются с уже готовой линовкой. Линование было привычной чертой средневековой книги. Чем наряднее книга, тем более искусно она была разлинована. Неразлинованные рукописные книги (а такие тоже существуют) были дешевыми и некрасивыми кустарными поделками. Богато декорированные манускрипты покрыты сеткой линеек для письма. При возникновении книгопечатания, когда первые покупатели еще были настроены на то, что печатные издания будут напоминать традиционные рукописные книги, обычным трюком было вычерчивать линеечки вокруг каждой строки печатного текста, поскольку без этого книга, вероятно, выглядела „голой” и незавершенной. Примеры подобного трюкачества можно найти даже среди книг XVII века.

Линии, нанесенные на страницу средневековой рукописи, во многом определялись тем, для какого текста они предназначались. Писец либо чертил линейки сам, либо, в соответствии с задуманным форматом и расположением текста, подбирал наиболее пригодный ему писчий материал среди листов с уже готовой линовкой.

Известно руководство IX века по математически правильному линованию. Предположим, что страница состоит из пяти долей в высоту и четырех долей в ширину, говорит оно. Текст должен занимать четыре доли в высоту. Внутренние и нижние поля должны быть в три раза шире внешних полей и пространства между столбцами текста (если текст написан в два столбца) и на треть шире ширины верхних полей. Расстояние между линейками должно соответствовать размеру букв, говорит руководство в заключение. Измерить страницу в соответствии с этими указаниями довольно трудно. Нелегко также проверить, следовали ли дошедшие до нас рукописные книги рекомендуемой пропорции соотношения полей, поскольку внешние края страниц, скорее всего, неоднократно подрезались в процессе переплетения. Однако же, несмотря на отсутствие у нас точных доказательств, можно предположить, что средневековые дизайнеры осознавали, что в привлекательной внешне книге высота текста равна ширине страницы.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Общая характеристика Русской иконописи 9-16 веков
Русская школа органически связана многими нитями примитивности с византийским искусством. Уже с конца 10 века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания, ...

Каноническое изображение Святого Георгия
В Византии уже к VI в. были сформированы 2 основных типа изображения Георгия: мученик (как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх которого, плащ) и воин (в доспехах, с оружием (щит, меч, копье) в руках, пеший или конный). Георгий изо ...

Художники-иллюстраторы 40-х годов XIX в
Широкое распространение иллюстрации в 40-е годы было тесно связано с важными процессами, происходившими в русской культуре того времени, и прежде всего с ее демократизацией. Появилась новая книга, предназначенная для нового читателя. Дело ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация