Культура России во второй половине XIX века

Материалы » Культура России во второй половине XIX века

Страница 13

В Азербайджане основы новой художественной литературы и драматургии заложил крупнейший деятель культуры Мирза Фатали Ахундов. Ахундов сотавил в 70-х гг. новый азербайджанский алфавит. Вместе с ним вел большую просветительную работу публицист и критик, педагог Г. Зардаби, который основал азербайджанский театр сначала на любительских началах, а затем в 90-х гг. набрал профессиональную труппу. Театр ставил пьесы Ахундова и начинавшего свою деятельность крупного писателя, драматурга и революционого деятеля Наримана Нариманова.

Главным итогом культурного подъема в Закавказье было создание национальной ителегенции у всех народов. Возникают различные просветительные и научные общества, отделения общеросийских обществ, музеи, новые училища, гимназии. Издавались газеты и журналы на родных языках не только в Закавказье, но и В Петербурге, и в Москве. Вделе развития просвещения среди армян значительную роль сыграли Лазаревский институт восточных языков в Москве (открытый в 1815 г.) и Нерсеянское училище в Тифлесе. Крупными культурными центрами в этот период, кроме Тифлиса, становятся Баку и Эриван.

Большое влияние на деятельность национальных писателей-просветителей оказывала русская культура. Многие деятели просвещения окончили Петербургский университет и другие учебные заведения в центре страны, были знакомы с русскими писателями, многие деятели русской культуры бывали на Кавказе, начиная с Пушкина, Гибоедова. Крупный деятель грузинской культуры А. Церетели писал: "Есть молодая Россия, с которой мы желаем идти рука об руку не только для осуществлениянациональных, но и общечеловеческих идеалов, которые называются братством, единением, равноправием".

Культура Молдавии испытала благотворное влияние русских писателей, пребывание которых в Кишеневе оставило заметный след и дало толчок развитию демократического напрваления. Молдавская литература испытавала также влияние украинской и румынской литератур. Идеи буржуазного просветительства широко пропагандировали и проводили в жизнь Василе Александри и Михаил Эминеску, писатели-демократы. Жизнь молдавского села талантливо описал в своих произведениях писатель-реалист Ион Крянге.

Кишенев как центр культуры формируется в значительной степени во второй половине 19 века. Здесь также открывается театр, учебные заведения, возникают различные общества.

Развитие просвещения в Средней Азии делало только первые шаги. Хотя на ряду с церковными школами в 70-80-е гг. возникают светские, грамотными в конце века были только около 3 % жителей. В городах Верном, Семипалатинске, Ташкенте, Ашхабаде, Караколе были открыты русско-кахзахские, русско-туркменские и иные школы, но их было мало.

Развитие культур этих народов шло под влиянием, с одной стороны, мусульманской религии, с другой- русской культуры. Большое значение имело использование богатого наследия, отразившегося в народном фольклоре, национальном песенном творчестве народных поэтов-акынов, многие из которых были уже профессиональными певцами и сказателями, сами сочиняли песни и сказы. Тенденции расширения просвещения принесли прогрессивные общественно-политические сдвиги в стране.

Большую роль в развитии казахской культуры сыграли просветитель, востоковед, этнограф и историк Чокан Валиханов и основоположник национальной литературы Казахстана Абай Кунанбаев. Валиханов записал и перевел на русский язык часть народного эпоса "Манас", участвовал в экспедициях, сотрудничал с крупными ученами-путешественниками Семеновым-Тян-Шанским и Потаниным. Он называл казахов "братьями русских по отечеству", видел залог успешного развития казахской культуры в тесном единении ее с передовым лагерем русской демократии. Крупнейший казахский поэт и писатель Абай Кунанбаев создал ряд поэм, написал произведение "Назидание". Он стал основоположником литературного языка и письменной литературы в Казахстане. Его творчество-это энциклопедия жизни казахов конца 19 века. Призыв Кунанбаева к сближению с русским народом имел огромное значение для развития культуры народов Востока. "Для того чтобы избежать пороков и достичь добра, - писал он, - необходимо знать русский язык и русскую культуру. Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза."

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14

Статьи по теме

Об истоке золотой пропорции
Древнейшие сведения о золотой пропорции относятся ко времени расцвета античной культуры. О ней упоминается в трудах великих философов Греции: Пифагора, Платона, Евклида. Сведения о геометрическом делении отрезка в крайнем и среднем отноше ...

Храм Посейдона
Как рассказывает Платон, на акрополе был храм, посвященный одному Посейдону. Он имел 193 м в длину (1 стадий), 96 м в ширину (3 плетра) и «соответствующую высоту». Платон рассказывает: « . всю внешнюю поверхность храма они выложили серебр ...

Аталычество
"Существовавший у многих народов под различными под различными названиями общественный институт аталычества, согласно которому дети отдавались на воспитание в другие семья, бытовал у ногайцев". Первая форма аталычества заключал ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация