Информационные технологии играют ключевую роль в процессе накопления, распространения и эффективного использования новых знаний. Сегодня традиционные методы информационной поддержки научных исследований, которые заключались в основном в компьютеризации математических расчетов, использовании методов статистического моделирования и в распространении по телекоммуникационным сетям научно-технической информации, уже не удовлетворяют ученых. На смену им приходят новые методы, базирующиеся на использовании быстро прогрессирующих возможностей средств информатики и перспективных информационных технологий.
Яркими примерами могут служить телеконференции, распределенные научные коллективы, объединяемые общей информационно-телекоммуникационной сетью, а также методы комплексного информационного моделирования сложных природных процессов и явлений; методы искусственного интеллекта, позволяющие находить решения плохо формализуемых задач, а также задач с неполной информацией и нечеткими исходными данными; методы когнитивной компьютерной графики, позволяющие в пространственной форме представлять на экране компьютера различные математические формулы и соотношения и т.д.
Для успешного планомерного развития и внедрения новых информационных технологий в высшем образовании необходима фундаментальная разработка научных основ новых информационных технологий (НИТ) по следующим проблемам:
1. системный анализ развития и внедрения НИТ, своевременное уточнение выбранных приоритетных направлений, прогнозирование и предупреждение возможных негативных тенденций;
2. разработка новых принципов организации вычислительных процессов, методов представления, обработки и усвоения данных и знаний;
3. разработка методов описания предметных областей и математического моделирования;
4. проектирование и внедрение средств НИТ (интерактивные аудио- и видеосредства, компьютерные и телекоммуникационные среды).
Цель информатизации научно-исследовательской деятельности состоит в ускорении получения и углубления научных знаний о явлениях и закономерностях в природе, технике и обществе за счет использования НИТ на всех этапах научной работы.
Для этого необходимо, в частности, обеспечить решение следующих задач:
1. проведение исследований в фундаментальных областях, определяющих методологическую базу новых информационных технологий в научных исследованиях;
2. проведение исследований по перспективным программно-аппаратным средствам;
3. обеспечение доступа к банкам данных и базам знаний ведущих научных центров высшей школы России и зарубежных стран с использованием телекоммуникаций;
4. организация профилированных научно-учебных центров по информатизации научных исследований, переподготовка специалистов на базе этих центров.
Статьи по теме
Редактирование систематического каталога
Под редактированием библиотечного каталога понимается проверка соответствия его структуры, содержания и оформления предъявляемым к ним требованиям и устранение обнаруженных в ходе проверки недостатков. Редактирование постоянный процесс, н ...
Культура и цивилизация в ХХ столетии
Двадцатый век уходит в историю. Следы его еще не остыли, процессы в нем кипевшие или возникшие, продолжают кипеть, но в круглой дате, особенно столь круглой, как эта - знаменующая рубеж столетий, перелом тысячелетий, смену эпох и т.п. - в ...
Живопись Диего Веласкеса
Веласкес, Диего да Сильва (1599-1660) – Испанский художник эпохи Барокко. Учился в Севилье у Ф. Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко, на дочери которого он был женат. В1622 г. приехал в Мадрид, где его заказчиком и покровителем стал граф Оливаре ...