Культура как объект познания

Материалы » Культура как объект познания

Страница 6

Традиционные культуры - исторически первые, так как новые достижения человечества нуждались в закреплении и передаче последующим поколениям. Традиционными по сути являлись все древние и средневековые культуры. Впервые переход от традиционного типа культуры к современному был начат в Европе эпохами Возрождения и Реформации. Современный тип культуры утверждается в Западной Европе в XVII - XVIII веках. Но традиционный тип культуры сохраняется по настоящее время в различных регионах мира. Однако в целом ряде культур конца XX века можно обнаружить сочетание традиционного и современного типов (например, Япония, страны Юго-Восточной Азии).

Одной из самых распространенных в культурологической мысли является регионально-этническая типология. Выделяются, например, различные культурно-исторические регионы: европейский, североамериканский, латино-американский, арабо-мусульманский и др Но наибольшее внимание исследователей культуры всегда привлекали такие ее региональные типы как Восток и Запад.

Первоначально понятие “Запад” включало в себя Англию и Францию, позже также США, Германию и другие западноевропейские страны. Культурологический смысл этого понятия: Запад - это те регионы мира, которые имеют современные культуры. Понятие Запада утратило в настоящее время чисто географический смысл. Как уже отмечалось выше, черты современной культуры приобретают и восточные страны.

К Востоку, как правило, относили находящиеся там общества с традиционными культурами. Сравнение Востока и Запада всегда осуществлялось по линии противопоставления их культур: деятельный Запад и созерцательный Восток; направленный вовне, на освоение природы Запад и ориентированный на внутреннее духовное совершенствование Восток; рациональный Запад - духовный Восток; светский Запад - религиозный и мистический Восток (многие ведущие особенности культур Запада и Востока будут рассмотрены в последующих разделах учебного пособия).

Однако более точным в современной культурологии считается при сопоставлении Востока и Запада сравнение традиционных и современных культур. Понятие Востока, восточной культуры тоже утрачивает сейчас региональную определенность. Средневековая Европа была похожа на Восток, хотя географически не меняла своего места. Такие регионы, как Африка, Латинская Америка, содержат черты Востока, но не находятся собственно на географическом Востоке. Многие страны Юго-Восточной Азии (Востока) ныне встали на западный путь развития.

Значительное внимание культурологов привлекает проблема соотношения понятий “культура” и “цивилизация”. Цивилизация (от латин. “civilis” - “гражданский”, “государственный”, “достойный гражданина”) - понятие, широко применяемое в культурологии и в целом в гуманитарном и обществоведческом знании. В напечатанном виде оно появляется в XVIII веке у французских просветителей, хотя слова “цивилизовывать”, “цивилизованный” употреблялись и раньше.

Введенное просветителями понятие цивилизации было связано с концепцией прогресса, употреблялось в единственном числе как противоположная “варварству” стадия всемирно-исторического процесса и как его идеал: общество, основанное на разуме и справедливости. Впоследствии цивилизация становится многозначным понятием. Цивилизация нередко отождествляется с цивилизованным поведением, то есть с хорошими манерами и навыками самоконтроля.

В XIX веке значение слова было расширено. Стали создаваться различные теории цивилизации. Например, французский историк Франсуа Гизо был убежден, что есть цивилизации, которые нужно изучать, анализировать. Но над ними есть еще Цивилизация и ее прогресс. Цивилизация, по Гизо, состоит в основном из двух элементов: из некоторого уровня социального развития и уровня развития интеллектуального. Во второй половине XIX века понятие цивилизации стало применяться и для характеристики стадий развития человечества.

Единого, общепринятого значения термина “Цивилизация” не существует. На Западе сейчас наиболее распространено понимание цивилизации как совокупности исторических, географических, социокультурных и прочих особенностей того или иного конкретного общества, народа, страны. В отечественной литературе преобладает культурологический подход к определению понятия “цивилизация”. Данный термин часто интерпретируется как синоним понятия культура. В широком смысле под цивилизацией подразумевается совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле - только материальная культура.

Многие ученые склоняются к тому, чтобы определять цивилизацию как социокультурную общность, обладающую качественной спецификой. К культурологическим характеристикам иногда добавляют политические, экономические, психологические, и цивилизацию рассматривают как сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Особенности натюрморта как вида изобразительного искусства
В изобразительном искусстве натюрморт – ( от франц.) nature morte – «мертвая природа» принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу. Натюрморт может иметь как самостоятельно значение, т ...

Живопись
Декоративная живопись применялась для украшения храмов, дворцов, жилых домов и гробниц. Наше представ­ление о египетской живописи основано на крайне непол­ных данных, поскольку в подавляющей своей части она утрачена, так что от росписи хр ...

М. Антокольский
Эти черты присущи и самому значительному скульптору второй половины XIX в. М.М. Антокольскому (1843-1902). Но он как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением "монументальных личностей": "Иван ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация