Культура как объект познания

Материалы » Культура как объект познания

Страница 1

В современной культурологии не утихают споры по поводу определения понятия “культура”. К настоящему времени предложено громадное число вариантов этого определения. Еще в 1952 году американские антропологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон в своем совместном исследовании, посвященном критическому обозрению концепций и определений культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. По их подсчетам, с 1871 г. по 1919 г. было дано всего семь определений культуры (первое из них принадлежит Э.Тайлору). С 1920 г. по 1950 г. появилось еще 157 определений данного понятия (анализировалась преимущественно американская культурология). В 60-е годы те же авторы назвали другую цифру - 237 определений. С той поры количество дефиниций культуры значительно возросло.

Чем можно объяснить такое многообразие трактовок понятия культуры? Прежде всего тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. В то же время культура является объектом изучения представителей различных отраслей научного знания: историков, социологов, психологов, философов и т.д Исследовательские установки и методы, присущие той или иной науке, определяют способ осмысления феномена культуры. Еще Кребер и Клакхон сделали попытку классификации определений, разбив их на десять групп. Они выделили описательные, исторические, психологические, идеологические определения культуры, определения на базе теорий обучения и другие.

В современной западной и отечественной культурологии можно выделить ряд достаточно разработанных подходов к трактовке понятия “культура”.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в понимании культуры как ценности и сводит ее основное содержание к системе ценностей. Аксиология - это учение о ценностях. Под ценностью в самом широком смысле слова понимается любое явление, которое имеет значение для бытия человека, группы, общества, при этом прежде всего в позитивном смысле. Одним из первых предложил аксиологическое понимание культуры Генрих Риккерт (1863-1936). По Риккерту, ценности образуют идеальный, независимый от человека вечный мир. В аксиологическом плане рассматривали культуру В. Дильтей, М. Вебер, Т. Паронс и другие западные исследователи.

Ценностный подход получил широкое распространение и в отечественной философии культуры советского периода. Культура понималась как совокупность материальных и духовных ценностей. В настоящее время признана ограниченность аксиологических концепций культуры, так как они замыкают ее в сравнительно узкую сферу (культура - совокупность только положительных ценностей). Однако ценностный подход не исключается из теоретического рассмотрения понятия культуры.

В деятельностном подходе культура выступает как специфический способ человеческой жизнедеятельности. По мнению сторонников данного подхода, культура как феномен стала возможной только благодаря такой способности человека, как деятельность. При этом под деятельностью понимается форма социальной активности, направленная на преобразование действительности.

Деятельностный подход к понятию культуры сложился в отечественной культурологии в ходе полемики со сторонниками аксиологического подхода. Данный подход к культуре конкретизируется по двум направлениям: первое - рассматривает культуру в контексте личностного становления (Л.Н. Коган, В.М. Межуев и др.); второе - характеризует культуру как универсальное свойство общественной жизни (В.Е. Давидович, М.С. Каган, Э.С. Маркарян и др.). Деятельностная трактовка культуры позволяет понимать ее как “систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе” (Э.С. Маркарян). Культура, понимаемая как способ деятельности, придает человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

При семиотическом (от греч. “semеion” - “знак”, “признак”) подходе культура рассматривается как внебиологический знаковый механизм передачи опыта через знаковые системы, обеспечивающие социальное наследование. Знак - это форма фиксации культурно-значимой информации. Культура формирует сложную и многообразную знаковую систему, через которую происходит накопление, поддержание и организация опыта. К числу знаковых систем относятся естественные (разговорные) и искусственные (созданные человеком) языки, различные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино и музыки, программы и алгоритмы для машин, автоматов и языки - посредники для “общения” с ними человека и т.п. Свойства знаковых систем изучает такая наука, как семиотика.

Решающую роль в развитии семиотических исследований культуры сыграл французский структурализм, рассматривающий всю культурную деятельность как знаково-символическую, обусловленную универсальными механизмами реагирования человека на внешнюю среду. Характеристику культуры с точки зрения ее знаковости развивали и отечественные исследователи культуры: М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман, В.Я Пропп, Б.А. Успенский и др

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по теме

М. Антокольский
Эти черты присущи и самому значительному скульптору второй половины XIX в. М.М. Антокольскому (1843-1902). Но он как бы компенсирует отсутствие монументальных средств выражения изображением "монументальных личностей": "Иван ...

Новгородская икона
Новгородская школа станковой живописи XII—XIII вв. представлена рядом выдающихся и глубоко своеобразных произведений, написанных в различной художественной манере. Две прекрасные иконы с изображением св. Георгия происходят из собора Юрьев ...

Зарождение исторической науки
Два основных истока исторической традиции у греков – поэтические сказания и официальные хроникальные записи, сливших воедино, породили настоящее историописание, отличавшееся систематичностью рассказа, методическим привлечением и использов ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация