Культура как объект познания

Материалы » Культура как объект познания

Страница 5

Рассмотрим некоторые типологии культуры, построенные на основе таких существенных признаков культуры, как: время, место, отношение к традиции. На основе временного изменения культуры выделяется ее историческая типология, которая соответствует принятой в науке периодизации истории:

· культура древнего мира ( до V века н.э.);

· культура средневековья ( с V по XVI в.);

· культура нового времени ( c XVII по XIX в.);

· культура новейшего времени ( с начала XX века).

Некоторые культурологи дополняют историческую типологию сущностной характеристикой культур в данные эпохи. Так, по мнению В.Г. Федотовой, можно выделить четыре типа культуры:

Таблица 1.

Тип

Эпоха

Отличительные черты

Доклассический тип культуры

Древний мир и средневековье

( до XIV в.).

Целостность восприятия мира; коллективисткие ориентации и невыделенность личности; мифологический или рели-

гиозный характер мировоз-зрения; отсутствие историзма.

Классический тип культуры

XIV - конец XIX веков

Гуманизм – выделение личности.

Рационализм - вера в разум человека.

Историзм – следствие этой веры в человека и его разум, признание прогресса.

Неклассический тип культуры

Начало XX в. - до последней трети XX века.

Ослабление принципов гума-низма, рационализма, историзма в результате войн, социальных катастроф, эколо-гических повреждений.

Постнеклассический тип культуры

Конец XX века

Дальнейшее ослабление уже ослабленных принципов. Боль-шая ориентация на существу-ющую реальность, на ее принятие.

Одной из общеизвестных и распространенных является типология культур на основе отношения к традиции. Здесь выделяются два основных типа культуры: традиционный и модернистский, или современный:

Таблица 2.

Традиционный тип культуры

Современный тип культуры

1. Традиции преобладают над инновациями (нововведениями). Новое понимается как социально опасное. Но инновации могут использоваться для сохранения традиции.

Постоянная ориентация на инновацию. Развитие воспринимается в культуре как норма жизни. Новое поощряется.

2. Наличие религиозного или мифологического освящения и закрепления традиций.

Светский характер социальной жизни.

3. Коллективистский характер культуры, отсутствие выделенной личности (индивидуальности). Конкретное поведение людей определяется жесткой системой коллективных норм, которые навязываются без объяснения. Они заданы традицией. Это - “культура стыда” - мотивы поступка определяются отношением окружающих к нему.

Выделение личности. Норма культуры ориентирует, но не приказывает. Соответствует ли поведение норме культуры, решает сам индивид. Это “культура вины” - мотивы поступка определяются совестью индивида.

4. Внутренняя и внешняя цензура охватывает не только поведение людей, но и их образ мыслей. Существует жесткий мировоззренческий контроль. В культуре существует “священный текст” - собрание знания обо всем, вечных истин.

Отсутствует мировоззренческий контроль, нет образцов поведения и мысли, нет “священного текста”.

5. Преобладающий тип ценностей - авторитарные ценности, которые поддержаны (и поддерживают) традицией и коллективными представлениями. Свободы мнений не существует. Политический авторитаризм. Отсутствие личных свобод.

Авторитет и традиция не являются высшей ценностью. Господствует свобода мнений. Иная система власти (демократия).

6. Психологический тип личности - созерцатель, но не деятель.

Психологический тип личности - активный деятель, открытый всему новому, готовый к изменениям.

7. Наиболее значимым в культуре является мировоззренческое знание - философия, гуманитарные науки, но не естественные науки и технологии.

Ориентация не на мировоззренческие знания, а на естественные и точные науки, технологии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Игровая природа искусства
В чем назначение искусства? Искусство, как уже отмечалось, вызвано к жизни духовной потребностью человека удовлетворять эстетические запросы Человек так устроен, что он всегда стремится к красоте, совершенству, гармонии, а искусство одна ...

Эстетический идеал красоты
Под глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы общественной жизни, в эпоху средневековья появляется новый эстетический идеал человека-аскета, отрекшегося от радостей земной жизни. На фресках соборов изображаются непропорциональные ...

Эстетическое своеобразие художественной культуры мусульманских народов
При анализе исторического взаимодействия искусства и ислама особенно наглядно видна общеисторическая закономерность раз­вития духовной, и в особенности художественной, культуры. В этом процессе постоянно сталкиваются, взаимодействуют, вза ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация