Искусство

Материалы » Культура итальянского Возрождения » Искусство

Страница 2

Основателем Флорентийской школы живописи считается живший во 2-й половине XIII века Джованни Чимабуэ, прошедший выучку у греческих иконописцев. Его картины еще лишены перспективы, фигуры плоские, но некоторые из них уже объединены общей композицией. Самым выдающимся учеником Чимабуэ был один из величайших художников Проторенессанса Джотто ди Бондоне. В молодости он был простым пастухом, но однажды Чимабуэ увидел его рисунки и забрал юношу к себе. Джотто смог почти полностью избавиться от влияния греков и первым в Италии начал писать портреты. Всю свою жизнь художник путешествовал, выполняя заказы в разных городах Италии. Наиболее знаменитой его работой стали росписи капеллы дель Арена в Падуе. В старости Джотто вернулся на родину, где проявил себя как выдающийся архитектор. Он руководил строительством знаменитого Флорентийского собора. Главной заслугой Джотто являлось то, что он смог вдохнуть жизнь в живопись и, отказавшись от каких-либо канонов, изображать реальных людей. В своих фресках Джотто первым применил перспективу, сделав изображение объемным. В течение века после его смерти во Флоренции не было столь талантливого живописца.

Сиена была давней соперницей Флоренции, и именно здесь родился младший современник Джотто художник Дуччо ди Буонинсенья. Однако вскоре Дуччо покинул родину и большую часть жизни провел во Флоренции. В отличие от Джотто Дуччо не порвал с греческой традицией и продолжал следовать византийским канонам. Вершиной его творчества стала алтарная картина «Маэста», посвященная Мадонне.

Учеником Дуччо был Симоне Мартини. В молодости он работал при дворе неаполитанского короля Робера Анжуйского, где испытал довольно сильное влияние французской готики. Мартини удалось отвергнуть греческие каноны и научиться мастерски использовать цвет. В середине XIV века он по приглашению Бенедикта XII расписывал папский дворец в Авиньоне. Так он познакомился с Петраркой и приобщил к итальянской манере письма многих западноевропейских художников. Среди его работ наиболее значительными считаются: картина «Благовещение» и фрески в палаццо Пубблико в Сиене.

Флорентийский скульптор Донателло был тем мастером, который положил начало кварточенто — эпохе раннего

Возрождения. Будучи близким другом архитектора Брунел-лески, он первым смог воплотить в камне утраченные идеалы античности. После тысячелетнего перерыва Донателло стал изображать обнаженную натуру, возродил законы пропорции и скульптурный портрет, начал отливать бронзовые статуи. Он смело порвал с готической традицией, согласно которой статуя должна была стоять в нише. Много времени Донателло отдал украшению Флорентийского собора, затем работал в Падуе, где создал знаменитый алтарь собора Сан Антонио. В 1447—1453 годах скульптор отлил бронзовую статую Гаттамелаты — первый конный памятник эпохи Возрождения. Выполненная в последние годы жизни бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» стала символом торжества античных принципов скульптуры над готикой.

Когда Донателло уже был 14-летним юношей, во Флоренции родился художник, имя которого современники и потомки поставили в один ряд с великим Джотто. Несмотря на то, что Мазаччо не учился ни у Брунеллески, ни у Донателло, их творчество оказало самое глубокое влияние на живописца. Наиболее полно его талант раскрылся во фресковой живописи, где он использовал разработанный Брунеллески принцип линейной перспективы. Самой знаменитой его работой являются росписи капеллы Бранкаччи во Флоренции. В 1428

году он уехал в Рим, где очень скоро был отравлен завистниками.

В середине XV века высокое искусство не было ограничено городскими стенами Флоренции, за ее пределами творили множество талантливых художников. Выучившись у флорентийцев, Пьеро делла Франческа работал в городах Центральной Италии. В отличие от своих учителей, работы которых строились в строгом соответствии с математическими законами линейной перспективы, Пьеро создавал иллюзию глубины при помощи умелого использования цвета и тени. Он первым в полную силу применил законы светотени в сочетании с правильно подобранными оттенками Цвета. С 1452 по 1466 год Пьеро делла Франческа работал над росписью капеллы в церкви Сан-Франческо в Ареццо. Эти фрески стали вершиной творческого гения художника. Наиболее знаменитыми из этих росписей стали: «Встреча Соломона с царицей Савской» и «Сон императора Константина».

В Венеции основоположником живописи раннего Возрождения стал художник Якопо Беллини. В юности он был учеником умбрийского художника Джеиле да Фабриано, писавшего в готическом стиле. Однако в 1423 году Якопо попал во Флоренцию, где испытал сильнейшее влияние творчества Донателло и Мазаччо. Через 5 лет Беллини вернулся в Венецию и быстро зарекомендовал себя как выдающийся живописец. Широкое использование золота в картине «Мадонна», созданной в 1438 году, свидетельствует о значительном влиянии византийского искусства. Наибольший интерес представляют рисунки Беллини, выполненные около 1450 года, два альбома которых находятся в Лувре и Британском музее.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме

«Авангардное искусство» и политика
Вообще-то сложно называть нефигуративное искусство «авангардом», поскольку оно старо как мир. Мужчины перед охотой изображали диких зверей, вполне реалистически, но в ритуальных целях, дабы обеспечить успех будущего предприятия. Женщины, ...

Искусство Европы XIX века: эволюция видов, жанров и стилей
В первой половине XIX столетия в Европе развернулось невиданное по размаху градостроительство. Большинство европейских столиц — Париж, Санкт-Петербург, Берлин — обрели свой характерный облик; в их архитектурных ансамблях усилилась роль об ...

Русское зарубежье
Русская эмиграция имеет многовековую историю. Еще в XVI в. князь Андрей Курбский был вынужден бежать в Литву, и отправлял из Ливонии возмущенные письма Ивану Грозному. Вынужден был уехать с родины и продолжить свою просветительскую деятел ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация