Концепции культуры XVII века

Материалы » Историческое развитие представлений о культуре » Концепции культуры XVII века

Страница 1

В XVII веке в передовых странах Европы - Голландии, Англии происходят буржуазные революции, которые открыли простор для развития капиталистических отношений. Победа Реформации в этих странах создала благоприятные условия для развития наук и философии. В XVII веке позиции религии ослабевают, возрастает роль науки, происходит первая научная революция (в области астрономии, механики и математики). Получает развитие экспериментальное естествознание.

У истоков науки и философии Нового времени стоял Ф.Бэкон (1561-1626). Ему принадлежит важная роль в разработке новой концепции культуры. Бэкон определяет культуру как мир деятельности человека. В культурно - историческом процессе он различает две стороны: материальную и духовную. Материальную культуру Бэкон определяет как процесс преобразования человеком природы. Он называет наиболее значительные достижения в области материальной культуры - книгопечатание, порох и компас. Они изменили облик и состояние всего мира в области просвещения, военном деле и мореплавании. Духовную культуру Бэкон определяет как целенаправленное воздействие на духовный мир человека.

Важнейшее место в концепции Бэкона занимают проблемы науки, научного познания, роли науки в обществе. Он критикует предшествующую науку за схоластические споры, оторванность теории от практики, догматизм мышления и предлагает программу "великого восстановления наук". Бэкон считает, что наука должна давать достоверные знания и быть методологически совершенной (то есть должна использовать эффективный метод познания). Поэтому он разрабатывает проблему освобождения науки (научного познания) от ложных понятий (идолов) и индуктивный, эмпирический метод познания.

Бэкон рассматривает проблемы развития науки. Он понимает огромное значение преемственности научных знаний для развития человечества. Но вместе с тем Бэкон справедливо отличает, что "истина - дочь времени, а не авторитета". Это значить, что нельзя слепо следовать старым теориям и признанным авторитетам. Нужно изучать действительность непосредственно, исходя из потребностей своего времени. Наука должна продолжать поиск истины, проверяя ее практикой.

Выдвинув идею научного (а тем самым и культурного) прогресса, Бэкон не рассматривает этот процесс как прямолинейное движение вперед, лишенное отступлений и противоречий. Он видит, что те же механические достижения, которые свидетельствуют об овладении человеком силами природы и смягчают нравы, рождают "и орудия похоти, и даже орудия смерти". Это значит, что научно - технические достижения могут быть использованы в военных целях, обернуться против самого человека, привести к уничтожению людей. Таким образом, Бэкон понимал противоречивость культурного прогресса. Однако, в целом взгляд Бэкона на культурное развитие отличался оптимизмом. Бэкон считал науку важнейшим средством преобразования природы, общества и человека. Именно Бэкону принадлежит известное высказывание: "Знание - сила".

Важнейший вклад в изучение проблем общества, культуры и человека внес младший современник Бэкона английский философ Т.Гоббс (1588-1679). Важнейшими проблемами культуры в учении Гоббса являются: происхождение, сущность, социальные функции культуры в целом и ее отдельных компонентов (науки, искусства, морали, права).

Согласно Гоббсу, природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей. Поскольку человек руководствуется в своих поступках эгоизмом, не считается с правом других людей, то возникает состояние "войны всех против всех". Такое состояние общества Гоббс называет естественным. Выход из этого состояния Гоббс видит в переходе к гражданскому обществу, к созданию государства. Государство понимается Гоббсом как продукт культуры, как искусственное образование - Левиафан, призванное усмирить первобытные инстинкты, обеспечить для людей гарантии мира и безопасности.

Гоббс подробно рассматривает отдельные компоненты культуры. Важнейшей культурной ценностью он считает язык. Он различает два вида опыта: чувственный и речевой. В чувственном опыте человек учится связывать между собой предметы и явления природы. Но для упорядочения и регистрации мыслей человека, для перевода внутренней речи во внешнюю ему необходимы слова. Гоббс развивает концепцию языка как знаковой системы. Он отстаивает идею об условности и произвольности языка, считает, что "имена определяются не сущностью вещей, а волей и согласием людей". Между именами и вещами не существует сходства, люди устанавливают имена произвольно. Говоря о практической пользе языка, Гоббс отмечает, что благодаря языку человек может закреплять результаты познания и передавать их другим людям.

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация