Культура и общество

Материалы » Культура и общество

Страница 7

XVIII в. завершился подготовкой и победой буржуазных революций в Англии, Америке и во Франции. Английская революция 1688 г., посадившая на трон Вильгельма Оранского, открыла путь для свободного развития капитализма в Англии. Это было время торжества протестантизма, утверждения англиканской церкви, отошедшей от Ватикана. Монарх покровительствовал ученым и художникам, поощрял создание академии и ученых обществ. Герцог Мальборо одержал победу над войском Людовика XIV и открыл Англии путь, сделавший ее владычицей морей. Началась эра британского колониального владычества. Англичане заложили основы буржуазного общества, истинная история которого начинается с Великой французской революции.

Основу буржуазного правосознания и принципов государственного права заложил в XVIII в. французский просветитель, философ Шарль Луи Монтескье (1689—1755). Его главный труд «О духе законов» не устарел до сих пор. Учение о разделении властей в государстве было разработано Монтескье именно в этом сочинении, которое принято считать теоретическим обоснованием правового государства. Впервые учение Локка и Монтескье о разделении властей было реализовано на практике американской революцией, приведшей к самостоятельности США.

Идеи американской революции. В период Войны за независимость в Северной Америке (1775—1783) был выдвинут ряд принципиально новых идей, особенно в области политики и права. Проблема прав человека выдвигалась и прежде, например, деятелями французского просвещения. Однако лидеры американской революции — Джордж Вашингтон (1732—1799), избранный первым президентом США, философ Томас Пейн (1737—1809), выступивший в 1776 г. с памфлетом «Здравый смысл», и Томас Джефферсон (1743—1826), третий президент США, автор «Декларации независимости США», — придали проблеме прав человека фундаментальное значение. Они указали на решающее значение этих прав при создании правового государства и истолковали их как политическую, моральную и правовую основу всех остальных прав и свобод в гражданском обществе. Было показано, что без обеспечения прав человека невозможно становление правового государства. Лидеры американской революции обосновали бесспорное юридическое первенство прав человека над правами социальными, экономическими и культурными.

Великая французская революция. Мощный подъем в развитии политической культуры и правовой мысли связан с Великой французской революцией 1789 г. В отличие от американской революции, которая не уничтожила рабство в стране, французская революция радикально обновила общество, уничтожила феодальную социальную систему, приняла Декларацию прав человека и гражданина, провозгласила лозунги свободы, равенства и братства. Американская революция таких лозунгов не выдвигала, но принципы свободы и самостоятельности индивида утверждала более широко и основательно. Французский гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона), который был продуктом революции, утвердил в Западной Европе нормы буржуазного правопорядка. С этого кодекса начинается история буржуазного социально-экономического и государственного права в Европе.

Драматические события Великой французской революции стали символом насильственного государственного переворота. Многие свободомыслящие европейцы с воодушевлением приветствовали ее начало. «Это величайшее событие, которое когда-либо происходило в мире, и к тому же самое лучшее!» — воскликнул английский политик Ч. Дж. Фоке, узнав о падении Бастилии. Однако надежды многих сторонников революции быстро рухнули. Она оказалась не только жестокой и кровавой, но и вызвала войны в Европе. До основания разрушив старый порядок, она привела к появлению на политической арене таких непредвиденных факторов, как психологическое запугивание, а также идеологическую борьбу, выходящую за национальные границы.

Русское Просвещение. Для России XVIII век был веком российского Просвещения. В этом отношении Россия уже не отставала от Запада: ведь и там Просвещение принесло плоды лишь в XVIII в. Русское Просвещение унаследовало традиции предшествовавших ему периодов развития русской культуры с характерным для них широким включением во все сферы достижений народного творчества, языковым единством в разных регионах страны и явным доминированием литературы среди других форм культуры.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Статьи по теме

Закат библиотеки
За сто лет до Рождества Христова александрийская школа начала терять свое значение. Это произошло отчасти благодаря запутанному состоянию дел в государстве при последних Птолемеях, отчасти из-за появления новых литературных и научных цент ...

Иаков, Никола и Игнатий
Икона "Иаков, Никола и Игнатий" из Муромского монастыря, в отличие от архангела, - произведение глубоко индивидуального творчества. Она продолжает стойкую новгородскую традицию икон "избранных святых", представленных в ...

Постимпрессионизм
Художники-постимпрессионисты П.Сезанн, В.Ван Гог и П. Гоген не были объединены ни общей программой, ни общим методом. Хотя эти художники начали работать параллельно с импрессионистами и испытали их влияние, они считали своей главной задач ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация