Культура и общество

Материалы » Культура и общество

Страница 9

Литература. Господствующим направлением в художественной культуре XVIII в. был классицизм. Важную роль в основании и утверждении классицизма в России сыграл поэт и драматург А. П. Сумароков (1717—1777) — создатель русской национальной трагедии. Основной идеей его трагедий («Хорев», «Синав и Трувор») была мысль о гражданском долге. Сумароков призывал всех, включая и самого царя, обуздывать личные страсти в интересах общества. В трагедии «Димитрий Самозванец» он провозгласил право народа восстать против тирана. Ученики Сумарокова, жившие позже, в обстановке реакции, наступившей после Крестьянской войны (1773—1775), отказывались от его идей. Даже лучшие из трагедий послесумароковского времени — трагедии Я.Б. Княжнина (17427—1791) — превратились в патетическую декларацию против деспотизма, хотя при этом о деспотии ничего не говорилось. Сумароков положил также начало жанру комедии в русской литературе. В его комедиях весьма заметна связь с народным театром Петрушки. Продолжателем Сумарокова стал создатель первой национальной русской комедии — «Бригадир» — Д.И. Фонвизин (1744 или 1745 — 1792). Вслед за Сумароковым в комедии «Чудаки» Княжнин декларировал равенство людей независимо от их происхождения. Завершил развитие русской комедии XVIII в. В.В. Капнист (1758—1823), который преобразовал комедию в социальную сатиру («Ябеда»). Комедии Княжнина и Капниста в XVIII в. подготовили появление комедий Грибоедова и Гоголя в XIX в.

Русская басня как жанр литературы также была разработана Сумароковым. Сатирический дух басен Сумарокова усвоил и продолжил Фонвизин.

В 1779 г. в русской литературе появилось новое имя — Г.Р.Державин (1743—1816). Это был автор торжественных од, проникнутых идеей сильной государственности. Своим творчеством он разрушал каноны классицизма. Началось становление нового стиля в русской литературе — сентиментализма. Вступившая на трон Екатерина II сделала французское просветительство официальной модой в России и, взяв его под свое покровительство, пыталась нейтрализовать заложенные в нем демократические тенденции и свободолюбивые устремления.

Уже в 60-е гг. XVIII в. в России входят в моду идеи Жан-Жака Руссо о равенстве людей. Русскому обществу становятся известны труды французских энциклопедистов. Первыми русскими просветителями были публицисты Я.П. Козельский, С.Е. Десницкий, Д.С. Аничков, С.Г. Зыбелин.

Публицист, писатель и философ Я.П. Козельский (ок. 1728 — ок. 1794), выступая пропагандистом идей Руссо, ставил вопрос об отмене крепостного права, высказывал уравнительные идеи о владении собственностью. Стремясь «размельчить» политику, заменить ее обсуждением бытовых тем, Екатерина II в 1768 г. разрешила издание сатирических журналов и, подавая пример, сама начала издавать журнал «Всякая всячина» (официальным его издателем считался Г.В. Козицкий.). В пятилетие с 1769 по 1774 г. выходило более пятнадцати сатирических журналов. Самыми известными были «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» Н.И. Новикова. Издателям было предписано не касаться политики; по требованию императрицы из сатирических журналов исключалось все, что было не в «улыбательском духе». В такой обстановке в России зарождалась русская освободительная мысль: издатели воевали со «Всякой всячиной» за право на свободомыслие. «Живописец» Новикова был закрыт в связи с восстанием Емельяна Пугачева. Фаворит Екатерины II Григорий Потёмкин в 1774 г. расправился с остальными журналами.

В 1783 г. с разрешения царицы начал выходить журнал «Собеседник любителей русской словесности», издаваемый Академией наук. Его фактическим редактором была княгиня Е.Р. Дашкова, директор Академии. Журнал опубликовал оду Державина «К Фе-лице». Державин разрушил эстетику классицизма, выдвинув новый для русской литературы принцип — творческая личность автора есть основа поэзии. Державин подчеркивал определяющее значение личностного отношения автора к изображаемой действительности. Схемы классицизма с их условностью были разрушены.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Статьи по теме

Исскуство книги
В Османской империи, как и в любой стране ислама, «искусство книги» занимает особое место, поскольку необходимо хранить и распространять священный текст Корана. Для мусульман коранический текст свят: записывать или читать его — само по се ...

Новгородское зодчество XIV—XV веков
С конца XIII в. в новгородском зодчестве происходят весьма важные для его дальнейшего развития процессы. Меняются материал и техника кладки. На смену плинфе приходит местный волховский плитняк, который в сочетании с валунами и кирпичом фо ...

Отношение к общению
Японцы являются представителями высоко контекстуальной культуры. Для них особое значение в процессе коммуникации принимает контекст – информация, скрытая в невербальном и паровербальном общении поведении человека и окружающей обстановки. ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация