Культура и общество

Материалы » Культура и общество

Страница 12

Ф.С. Рокотов (17357—1808) пошел дальше Антропова в раскрытии человеческого образа и в реалистических тенденциях. Блестящая техника, богатый колорит, разнообразие композиции обнаруживают незаурядный талант портретиста. Одна из самых замечательных работ художника — гармоничный по красочности и свободе кисти портрет поэта В. И. Майкова.

Крупнейшим русским портретистом XVIII в. был Д.Г. Левицкий (ок. 1735—1822). Он создал богатую серию портретов — Екатерины II, воспитанниц Смольного института, московских купцов. Левицкий показал себя мастером тончайших характеристик даже в парадных портретах (портрет архитектора Кокоринова).

Учеником Левицкого был выдающийся русский и украинский живописец В.Л. Боровиковский (1757—1825). Его портретам были присущи черты сентиментализма. Боровиковский обычно изображает портретируемых на фоне мягкого пейзажа, которому вполне соответствует несколько чувственная манера письма — неяркий скользящий свет, тончайшие теневые нюансы (М.И. Лопухина).

Во второй половине XVIII в. выступила целая плеяда замечательных русских скульпторов: Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос.

Ф.И. Шубин (1740—1805) был выходцем из среды поморских резчиков по кости. В девятнадцатилетнем возрасте он, подобно Ломоносову, прибыл с рыбным обозом в Петербург, и его великий земляк помог ему сначала устроиться дворцовым истопником, а потом учеником в Академию художеств. Шубин создал галерею психологически выразительных портретов русских людей конца века. Здесь и представитель просвещенной аристократии Ф.Н. Голицын, и статс-секретарь Екатерины II П.В. Завадовский, и полководец П.А. Румянцев-Задунайский. Одно из самых замечательных творений Шубина — бюст Михаила Ломоносова.

Творчество другого представителя классицизма — скульптора М.И. Козловского (1753—1802) — было проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью. Его «Самсон, раздирающий пасть льва» (статуя для Большого каскада в Петергофе) символизировал победу России над Швецией.

Говоря о скульптуре России XVIII в., нельзя не упомянуть гениальное произведение француза Этьена Мориса Фальконе (1716— 1791) — памятник Петру I в Петербурге. Идейный замысел «Медного всадника» — изобразить Петра, по выражению Фальконе, «благодетелем своей страны, поборовшим все препятствия своим могучим гением и упорством». Памятник по праву считается одним из величайших произведений мировой скульптуры.

Театр. Замечательным событием культуры начала XVIII в. было открытие первого в России публичного театра — сначала с немецкими актерами, странствующей труппой Иоганна Кунста (1702), а затем и с русскими. Репертуар состоял из иностранных пьес — как переводных, так и на языке оригинала. С большим успехом шли комедии Мольера. В середине XVIII в. был основан первый постоянный публичный театр с русскими актерами и пьесами русских авторов — под руководством основоположника русской классической драматургии — Сумарокова. Создание театра связано с именем первого русского профессионального актера Ф.Г. Волкова (1729—1763), которого называют «отцом русского театра», т. к. в 1756 г. в Петербурге он открыл профессиональный русский пуб личный театр. В литературе 2-й половины века пробивались ростки реализма, ощущались они и в театре. В актерском искусстве наблюдался отход от классицизма (И. А. Дмитриевский) и создание нового, реалистического стиля игры (Л.Е. Шушерин, Е.С. Санду-нова). Значительное место в театральной и музыкальной культуре XVIII в. занимало творчество крепостных. Во второй половине века большое распространение получили крепостные театры. Так, громкую славу приобрел крепостной театр графов Шереметевых в Москве и подмосковных имениях.

Итоги культурного развития России в XVIII в. были впечатляющими. В общественно-политической мысли (Радищев, Новиков, Козельский и др.) сложилось направление, которое стало исходным моментом в развитии идеологии XIX в. Наука выдвинула в XVIII в. ученого-энциклопедиста Ломоносова, вставшего в истории мировой культуры рядом с такими гигантами, как Аристотель и Леонардо да Винчи.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Статьи по теме

Отношение к общению
Японцы являются представителями высоко контекстуальной культуры. Для них особое значение в процессе коммуникации принимает контекст – информация, скрытая в невербальном и паровербальном общении поведении человека и окружающей обстановки. ...

Акмеизм
На смену символизму пришел акмеизм. В 1912 г. сборником «Гиперборей» заявило о себе новое литературное направление, присвоившее себе имя акмеизм (с греческого акмэ, что означает высшую степень чего-либо, пору расцвета). «Цех поэтов», как ...

Живопись как источник по истории России на примере И.Репина "Отказ от исповеди"
Рис. 1. "Отказ от исповеди"(1885) Картина "Отказ от исповеди" считается лучшей среди всего народовольческого цикла И.Е.Репина.В ней художник достиг, пожалуй, максимальной концентрации и цельности замысла. Картина бы ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация