Традиции и новаторство изображений воинов погребального комплекса

Материалы » Искусство эпохи Цинь » Традиции и новаторство изображений воинов погребального комплекса

Страница 1

Во время работы, поисков материалов по истории раскопок, археологии, литературе, о способах изготовления терракотовых воинов императора Цинь Шихуана, мне не удалось найти опору для анализа скульптуры, её форм, пластики, т.е. скульптурного языка. Несмотря на большое количество публикаций, освещающих разные аспекты изучения фигур, можно утверждать, что в настоящее время нет ни одной публикации, специально посвященной анализу художественных особенностей циньских терракотовых фигур.

Окидывая взглядом многовековую историю китайской скульптуры можно говорить о преобладании реалистической тенденции. Циньские статуи – это произведения реалистического искусства, которое, развиваясь до этого на протяжении нескольких тысячелетий, поднялось в эпоху Цинь на более высокий уровень. В этих фигурах воплотилась чувственность первобытной эпохи и рационализм эпохи Цинь.

Начиная с эпохи Чжаньго китайская история вступила в эпоху войн и смут. Война способствовала слиянию народов Китая, и царство Цинь, имея в качестве основы собственную культуру, глубоко впитало передовую культуру других народов.

Поэтому реализм циньских статуй на базе, унаследованной от древней культуры, воспринял художественный стиль всех районов и национальностей, но в то же время он несет и печать своей эпохи. Синтез этих культур и стал основой для формирования народа государства Цинь.

Для изготовления огромного количества погребальных изваяний гробницы императора Цинь Шихуана, при стремлении получить наибольшее количество высокохудожественных, образных произведений скульпторы избрали, как наилучший прием, передачу всех фигур в состоянии статики, покоя. Благодаря этому собственно фигуры, т.е. торсы, тела, ноги и руки производят впечатление наивного однообразия, повтора. Наиболее многообразно и детально художники проработали головы в целом и их лица.

В целом композиция объемов головы выглядит цельной, согласованной. Одной из особенностей лиц циньских скульптур является то, что их детали – губы, глаза, нос, надбровные дуги, усы, бородки равнозначны по выразительности, привлекая этим внимание, наряду с крупными объемами, дополняя восприятие целого.

В процессе лепки головы мастер успешно решал соединение между главными частями формы и переходы отдельных объемов, например, лба и затылочной части, лба и щек, подбородка, челюстной части и шеи, шеи и затылка, связь их между собой. Благодаря этому скульптуры отражают пространственное видение их авторов. Скульпторы хорошо и верно понимали, как нужно передать, выразить соотношение форм куба и шара, полноты и ее недостатка, большей и меньшей тяжести формы по объему. Больше они использовали куб, а не шар, чтобы схематично делить и очерчивать формы. При этом общая конструкция становится полной и целостной, а искусство скульптуры получает расширенные возможности. В истории искусства уже существовали произведения, в которых объединялись величественность и тщательность. Но в этом случае крайний «размах» и наоборот, крайняя «тонкость», с трудом объединяются в нечто единое. Величественность и размах, а также сильные лирические мотивы целого, строгая точность и конкретная реалистичность составляют две очевидные сущности.

Психологический эффект величественности и размаха, присутствующий во всей обширнейшей композиции, был достигнут путем использования больших по размеру фигур, а также при помощи ненавязчивых повторений. Этот размах, в конце концов, не относится полностью к каждой фигуре в отдельности. Основной лейтмотив, который просачивается сквозь все детали комплекса фигур, выявляет строжайший реализм. Он проявляется не только в тех позициях, которые были описаны выше, но в определенной степени сказывается и в самих скульптурах.

Пытаться найти в циньских терракотовых воинах духовное своеобразие не стоит, там явно преобладает неопределенность. Но вот по форме (внешне) все очень конкретно и определенно (это касается всех скульптур).

В облике скульптур, когда их простота проявляется в какой-нибудь одной форме, чувство силы её проявляется еще сильнее. Чем больше масса, тем грубее поверхность, тем сильнее чувство монолитности. Подобная пластика сразу становится образом некой духовной силы (содержит в себе силу духа), и производит еще большее впечатление. Скульпторы часто говорят об этом, как о чувстве объемности.

Циньской скульптуре принадлежит огромная неоценимая роль. Это первое новаторское явление, которое представляет собой создание скульптур в больших масштабах. В них реализовались достижения прошлых эпох. В их облике сделала большой шаг вперед творческая практика.

С точки зрения, как изобразительности, так и выразительности, ими были достигнуты гигантские успехи. В Китае нет второй такой масштабной скульптурной композиции, представляющей древнее искусство, и естественно эти фигуры считаются единственными в своем роде. В пластике их голов была представлена квинтэссенция высочайшего мастерства. В истории мирового искусства это один из классических примеров.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Архитектура
Архитектура серебряного века развивалась в направлении, подчеркивавшем функциональное назначение зданий. В основном это были богатые особняки и общественные здания. Их отличали пышное внешнее убранство, лепнина. На фасадах домов изображал ...

Критика теории анимизма
Теория анимизма вызвала оживленную дискуссию среди ученых - исследователей культур. Некоторые из них (А.Лэнг, В.Шмидт) критиковали теорию Э.Тайлора с откровенно теологических и креационистских позиций, используя для этого факты наличия эл ...

Иконописное наследие Алтая
Существовавший с 1747 г. Колывано-Воскресенский горный округ в 1834 г. переименован в алтайский горный округ. На рубеже XVIII-XIX веков в него входили нынешние Алтайский край, республика Горный Алтай, Новосибирская, часть Томской, Кемеров ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация