Традиции и новаторство изображений воинов погребального комплекса

Материалы » Искусство эпохи Цинь » Традиции и новаторство изображений воинов погребального комплекса

Страница 2

«Материалом для циньских воинов была глина, основным техническим приемом – лепка, являющаяся традиционной скульптурной техникой. Для придания общего выражения использовалась штриховка. В фигурах циньских воинов была продолжена традиция оформления бронзовых предметов, существовавшая в эпохи Шан и Чжоу, когда основное внимание уделялось условности, трафаретности. Соединяя ваяние, резьбу, раскрашивание, лепку, формовку, склеивание и штриховку, передавали материальную и духовную сущности произведения. Целое старались показать обобщенным, а небольшие части – реалистичными. На больших и гладких объемах изображали изящные детали, чтобы обогатить общий вид скульптуры. Противоположные части изображали для передачи характера и мировоззрения персонажа. При работе над большими формами часто использовали способ вытачивания для выделения складок одежды, которая, как и доспехи (кроме мелких панцирных плиток и скрепляющих их заклепок), была очень массивной». [14] Благодаря этому у зрителя создается ощущение степенности и серьезности скульптуры.

Фигуры выполнены профессиональными мастерами и несомненно реалистичны. Скульпторы, принимавшие участие в этой грандиозной работе, обладали прекрасным знанием натуры, а художественный стиль фигур включал традиции более древней китайской пластики. В то же время они являются новаторскими по своему содержанию и форме. На обобщенность форм и статичность общей композиции несомненное воздействие оказал также и способ их трактовки. Имевшиеся заготовки (лекала), которые использовали помногу раз и в различных комбинациях, были основой многообразия вариантов фигур воинов. Шеренги солдат во главе с генералами, офицерами, рядовыми различных родов войск, включающих арбалетчиков, колесничих, пехотинцев, вооруженных пиками, создают впечатление мощной, дисциплинированной грозной силы и незыблемости государства, ими охраняемого. В одной группе скульптур преобладает покой и величественность. В то время как для другой части терракотовой армии можно отметить переход к более динамичной композиции, а именно: если для первой группы характерна фронтальная постановка фигур с руками, опущенными вдоль туловища, то воины второй группы изображены в характерных для них позах, поворотами голов, торса, положением рук и ног как, например, прицеливающиеся лучники. Поразительное разнообразие типов лиц, включает этнические особенности народностей объединенного государства. Специально для групп воинов каждого типа, применялась декоративная разработка деталей, таких как разнообразные прически и элементы обмундирования.

Помимо пластической обработки поверхности скульптур, они были раскрашены. Введение цвета в скульптуру придавало комплексу, в целом реалистически выполненному, большую конкретность. Красочный слой фигур в настоящее время почти не сохранился.

Наконец, детальное рассмотрение характерных черт лиц, а также их выражений привело к следующему заключению: армию императора Цинь Шихуанди составляли воины из разных районов страны. Кроме того, большинство лиц проанализированных скульптур, имеют особые выражения: решительности, готовности к борьбе, спокойствия, задумчивости, отрешенности и некоторой рассеянности взгляда. Таким образом, кажущаяся на первый взгляд единообразной армия являет многообразие человеческих типов не только благодаря специфике строения лиц, роста, телосложения, но и благодаря выражению лиц, отражающему, то или иное состояние духа.

Можно сказать, что циньские глиняные фигуры имели корни, уходящие в древность, но кроме предшественников они имели и своих продолжателей. В целом армию терракотовых фигур отличает широта размаха и величественность. Этот ансамбль превышает обычные представления и поражает рядовое восприятие произведений искусства.

Идея мощи государства и неограниченной власти императора воплотилась и в Великой Китайской Стене представшей собой суровую глинобитную крепость, протянувшуюся по непреступным и острым гребнями горных хребтов, и в грандиозном погребальном комплексе Цинь Шихуанди (259 – 210 гг. до н.э.), включавшем подземный могильный дворец и расположенные в полутора километрах от самого захоронения полчища) воинов, боевых коней и колесниц. В выполненных в натуральную величину, плотно примыкающих друг к другу, раскрашенных керамических фигурах с удивительным пафосом выражена идея массовой покорности и преданности правителю. До сих пор лишь в Китае были обнаружены такие крупные, выразительно вылепленные терракотовые статуи. В истории мировой скульптуры названные находки уникальны.

Наши знания об искусстве эпохи Цинь постоянно расширяются. Китайские ученые, занимающиеся этой проблемой сегодня, касаются вопросов раскрытия художественных образов, выявления различных школ, мастерских и даже работ отдельных местных мастеров. Несомненно, потребуется много лет, чтобы дать полную и беспристрастную оценку этим величайшим творениям. Например, недостаточно глубоко изучены циньские статуи как самостоятельные скульптурные произведения, хотя на основе многих сохранившихся фигур можно выявить особенности пластики форм.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Политическое в современной литературе
Современная литература стоит перед лицом полной утраты политической (если не вообще гражданской) проблематикой (в традиционном ее понимании) эстетической актуальности. Связано это, думается, с крайней ограниченностью как сопрягаемого с эт ...

А. Зубов
Основоположниками гравюры нового времени в России являются голландские мастера А. Шхонебек и П. Пикарт. Однако наиболее значительная роль принадлежит творчеству А.Ф. Зубова (1682/83‑ум. после 1749), который много лет работал при пет ...

Проблемы культуры в философии просвещения
XVIII век вошел в историю европейской культуры как век Просвещения. Просвещение - это идейное и культурное движение, которое имело антифеодальный, антиабсолютистский характер. В XVIII веке оно охватило в той или иной степени все европей ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация