Культура и общество

Материалы » Культура и общество

Страница 6

Свойственные искусству барокко приподнятость, патетика, бурное движение, полнокровность и жизнерадостное и> празднуют свой подлинный триумф в творчестве великого фламандского живописца Питера Пауэла Рубенса (1577—1640). В цикле картин для французской королевы Марии Медичи («История Марии Медичи») художник сочетал мифологические сюжеты и иносказания с реалистическими элементами, что было новым словом в развитии исторической живописи. Полны живого обаяния портреты кисти этого мастера («Портрет камеристки инфанты Изабеллы»). Красочная жизнеутверждающая живопись Рубенса — это своеобразный синтез искусства севера и юга, национальный вариант итальянского барокко.

Золотой век испанской живописи. Период барокко был «золотым веком» испанской живописи. В течение многих столетий Испания служила для христианской Европы пограничным бастионом, ограждающим ее от ислама. Испанское искусство конца XVI — начала XVII вв. несет печать мрачного величия и трагизма — достаточно вспомнить работы великого Эль Греко (1541—1614) — «Погребение графа Оргаса», «Апостолы Петр и Павел» и др. Позже в драматическом и торжественном ключе религиозные сюжеты разрабатывали Хусепе Рибера (1591—1652) и Франсиско Сурбаран (1598— 1664). Строгость и простота характерны для полотен Бартоломе Эстебана Мурильо (1618—1682), изображавшего сцены из народной жизни или религиозные сюжеты. Его произведения проникнуты мягким лиризмом («Отдых на пути в Египет»), в них тонко воспроизведены эффекты света, воздушность среды.

Однако своей славой «золотой век» испанского искусства обязан прежде всего Диего Веласкесу (1599—1660), любимцу короля Филиппа IV, непревзойденному мастеру портрета.

Живопись Нидерландов. Политический и экономический расцвет Нидерландов в XVII в. повлек за собой взлет в развитии живописи. Большинство живописцев изображали окружающую их повседневную жизнь. Лишь отчасти затронутая влияниями барокко и классицизма, нидерландская живопись выработала на основе глубокого национального чувства свой собственный стиль.

Великолепный портретист Франс Хале (между 1581 и 1585— 1666) с неподражаемой легкостью передает в групповых портретах яркость характеров, индивидуальность каждого персонажа и единство всей группы. Художник стремится запечатлеть человека в миг оживления и радости («Цыганка», «Мулат»), мастерски передавая оттенки смеха. -

Творчество голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606—1669) — вершина европейской живописи XVII в. «Когда стоишь перед полотнами Франса Халса, — сказал один из современных немецких художников, — то появляется желание рисовать; когда же видишь картины Рембрандта, то это желание сразу же пропадает». Рембрандт стремится к неизмеримо большему, нежели просто живописное постижение материального мира. В его полотнах глубина психологических характеристик (Рембрандта часто называют «живописцем человеческой души») сочетается с исключительным мастерством живописи, основанном на эффектах светотени («Ночной дозор», «Святое семейство», «Даная», «Возвращение блудного сына» и др.).

Крупнейший французский художник XVII в., представитель классицизма Никола Пуссен (1594—1665) видел воплощение своих эстетических идеалов в античном наследии. Пуссен прославляет высокие моральные человеческие качества, благородство разума, берущего верх над чувствами. Мировоззрение Пуссена проявляется во всем образном строе его произведений: в сдержанных движениях и жестах героев, в благородной ясности их чувств, в отсутствии резких порывов страстей, в четком делении композиции на отдельные группы, в спокойном ритме и скульптурной статичности фигур («Танкред и Эрминия», «Аркадские пастухи» и др.).

Камерная, нарядная, изысканная живопись Антуана Ватто, Франсуа Буше и Оноре Фрагонара великолепно соответствовала утонченному, легкому и динамичному стилю интерьеров рококо XVIII в. Большинство их полотен посвящено изображению придворного аристократического общества, галантных и бытовых сцен.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Статьи по теме

Культура второй половины XIX века
Столичное дворянство было основным носителем культуры примерно до середины столетия, когда в России выдвинулись новые общественно-политические силы — разночинцы, выходцы из новых общественных слоев и революционно настроенная интеллигенция ...

Романтизм в художественной культуре Европы
1. Романтизм в литературе, музыке и искусстве – стиль, делающий акцент на воображение, эмоции и созидательную индивидуальность артиста; природа и фольклор служат источниками вдохновения. Термин часто используют для характеристики культур ...

Развитие науки в Европе
Николай Коперник (1473 – 1543) – польский астроном, совершивший переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учении о центральном положении Земли, объяснив видимые движения небесных светил вращением планеты ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация