Культура и творчество. При описании разных культур мы будем также учитывать творческое начало в деятельности человека. В этом смысле любое техническое изобретение — это феномен культуры своего времени, будь то колесо или ветряная мельница. В дальнейшем же, по мере освоения его человеком, оно переходит в сферу производства, и само по себе массовое изготовление колес или строительство мельниц к явлениям культуры уже не относится.
Взаимосвязь творчества и культуры достаточно сложная: овладение культурой — это необходимое, но далеко не достаточное условие для творчества; нужен талант, вдохновение, проникновение во внутренний смысл культуры. Великие произведения культуры в различных сферах создаются выдающимися личностями. В то же время каждый человек, в большей или меньшей степени и в зависимости от социально-исторических условий, является творцом. Творчество — важнейший фактор внутренней динамики культуры.
Материальная и духовная культура. В научной литературе часто встречается деление культуры на «материальную» и «духовную». Под материальной культурой понимаются элементы, удовлетворяющие жизненные потребности человека, — орудия труда, жилища, предметы повседневного быта, одежда, средства транспорта и связи и др. Духовная культура охватывает сферу духовного: познание, нравственность, воспитание и просвещение — включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию. Это деление весьма относительно: когда речь идет о таких элементах культуры, как строительство домов, оформление интерьера, создание одежды, где большую роль играет художественное творчество, часто бывает трудно определить, где кончается духовная и начинается материальная культура.
Культура и общество. Понятие культуры неразрывно связано с обществом: культура создается обществом, она имеет социальные корни и передается посредством традиции.
Мы будем рассматривать соотношение понятий «общество» и «культура» не как соотношение части и целого, а как отражение двух разных сторон, или аспектов, одного и того же неделимого социокультурного мира.
Понятие «цивилизация» было введено учеными-энциклопедистами и ассоциировалось с прогрессом, эволюционным развитием народов на началах разума. В дальнейшем его содержание стало противопоставляться понятию «культура». Так, во второй половине XIX в. немецкие мыслители стали понимать под цивилизацией деятельность, связанную с улучшением социального устройства, а под культурой — усилия, направленные на внутреннее усовершенствование человеческой личности.
В XX в. это противопоставление обострилось, прежде всего в связи с осознанием негативных последствий научно-технического прогресса и стремлением ученых обозначить с помощью понятий противоречия в развитии двух срезов культуры — гуманитарного и естественно-технического.
Неравномерность развития культуры. Множество примеров из истории культуры человечества говорят о том, что прямого соответствия между уровнями социально-экономического и культурно-исторического развития общества нет. Так, в Германии в конце XVIII в. наблюдался явный упадок в политической и социальной жизни, и в то же время — удивительный расцвет литературы и философии. Норвегия в конце XIX — начале XX в. была одной из самых отсталых в экономическом отношении европейский стран. Спасаясь от нищеты и голода, массы норвежцев уезжали в поисках лучшей жизни в Америку. Однако именно в этот период маленькая страна дала целый ряд великих имен, вошедших в сокровищницу мировой литературы и искусства — это писатели Генрик Ибсен и Кнут Гамсун, художник Эдвард Мунк, композитор Эдвард Григ, скульптор Густав Вигеланн.
Таким образом, развитие литературы и искусства отнюдь не всегда находится в соответствии с уровнем общего развития общества, ибо в сильной степени определяется субъективными факторами — талантом и творческим гением, а также внутренними законами развития каждого жанра.
Статьи по теме
Художественный метод эпохи Возрождения
Своеобразием художественного метода эпохи Возрождения явилось то, что они ориентировались на создание средствами искусства некоего идеала, которому необходимо следовать. В этом ренессансный метод действительно напоминал художественный мет ...
Наука
В конце XIX — начале XX вв. продолжала успешно и плодотворно развиваться русская наука. В это время работали многие ученые, снискавшие мировую известность. Достаточно назвать такие имена, как К.Э. Циолковский, создатель теории ракетного д ...
Урок анатомии
Через год после своего переселения в Амстердам Рембрандт создал одно из величайших своих произведений - "Урок анатомии". Если бы творец "Ночного дозора", "Снятия с креста" и других выдающихся картин написал т ...