В музыку впервые полновластно вошли настроения и чувства, рожденные живыми и яркими впечатлениями от полей и лесов, разнообразных морских пейзажей, городских улиц и парков. Своими звуковыми образами Дебюсси вызывает в воображении ароматы и краски, запечатлевает многообразнейшие уголки земли и словно одушевленные стихии – ветер, море.
Он создал фортепианные пьесы «Паруса», «Ветер на равнине», «Сады под дождем», «Шаги на снегу», «Отражения в воде», «Золотые Рыбки».
Вершина творчества Дебюсси – симфония-поэма «Море» (1903-1905). Этот полный красок и поэзии музыкальный рассказ мог создать лишь художник, восторженно влюбленный в природу. Творческая фантазия часто влечет его к античным или сказочным сюжетам. А в детском балете «Ящик с игрушками» и фортепианном цикле «Детский уголок» (1906-1908) много юмора, веселой выдумки.
В музыке Дебюсси улавливаются интонации народных песен или старинных мелодий, в нее вплетаются и восточные напевы, похожие на цветочные узоры.
Имя Мориса Равели (1875-1937) тоже связано с музыкальным импрессионизмом, но в своем творчестве он более заметно отразил новые веяния.
Одна из ранних фортепианных пьес Равеля – «Павана» (1899), старинный испанский танец, развертывающийся в медленном движении.
«Испанская рапсодия» для оркестра (1907) полна изящества и блеска. В первой части («К ночи») воссоздана поэтическая картина южной природы, отдыхающей после знойного дня. В следующих частях – танцы: воздушно-легкая малагенья и полная томной неги хабанера. Финал («Феерия») – сцены народного праздника. Мелькает пестрая череда карнавальных масок, особенно бурными, темпераментными становятся пляски.
Перу Равеля принадлежит несколько балетов, каждый из которых отличается особым музыкальным колоритом и непрерывностью музыкального развития.
Балет «Дафнис и Хлоя» (1912) на античный сюжет завоевал сцены крупнейших театров мира. Его музыка пышна, красочна и вместе с тем изысканна.
В романтической манере создана хореографическая поэма «Вальс» (1919-1920): ярко освещенный зал, маскарадные одежды, стремительное движение танцующих пар.
Одной из вершин симфонической музыки стало прославленное «Болеро» (1928).
Чудесно воплощен в музыке Равеля мир сказок. В балете «Матушка-гусыня» (1908) действуют сказочные персонажи: мальчик-с-пальчик, красавица, чудовище – заколдованный принц. А в опере «Дитя и волшебство» (1925) разговаривают звери, птицы, оживают вещи.
Применительно к литературе импрессионизм рассматривается широко - как стилевое явление, ставшее характерным для писателей различных убеждений и творческих методов, узко – как течение с определенным методом и тяготившим к декадентству мироощущением, сложившимся на рубеже XIX – XX вв.
Ги де Мопассан (1850 – 1893)
в 70-х годах Мопассан совершенствовался в литературном мастерстве под руководством Флобера. Известность пришла к Мопассану с появлением его новеллы «Пышка» (1880), отличавшейся антибуржуазной направленностью и остротой социального анализа. До своей смерти в 1893 г. писатель опубликовал более пятнадцати сборников новелл, несколько книг путевых очерков, знаменитые романы «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1886), «Пьер и Жан» (1888) и другие произведения. В своем творчестве Мопассан сумел выразить критическое, лишенное иллюзий, отношение к буржуазному обществу, понимание ложности буржуазной демократии, грязной сущности милитаризма и колониальных авантюр. Мопассан вскрыл и продемонстрировал духовное убожество, пошлость, корыстолюбие и лживую мораль буржуа-собственника. Для большинства его произведений характерны глубина и точность анализа социальной природы человеческих отношений. Воспевая могущество и красоту земной любви («Лунный свет», «Счастье»), Мопассан много раз с горечью писал о профанации любви, превращении ее в средство наживы или грязной забавы, об адюльтере и проституции – спутниках человека («Одиночество», «Верхом», «Прогулка»).
Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Мопассан показывал, что только в их среде можно найти подлинную человечность и чистоту чувств («Папа Симона», «Буатель»). В рассказах о франко-прусской войне именно простые люди оказываются способными на героические и патриотические поступки («Пышка», «Мадемуазель Фифи», «Дядюшка Милон»). Писатель изображал не только жадность и невежество деревенских собственников («Бочонок», «Дьявол»), но и извечную драму крестьянина-бедняка («Отец Амабль»), и трагические судьбы людей, оказавшихся на «дне» жизни («Бродяга», «Нищий», «В порту»). В своих рассказах он вывел галерею обывателей-буржуа, обнажив их духовное убожество и лицемерие («Мой дядя Жюль», «Дождевой зонтик», «Награжден орденом»).
Статьи по теме
Каноническое изображение Святого Георгия
В Византии уже к VI в. были сформированы 2 основных типа изображения Георгия: мученик (как правило, с крестом в руке, в хитоне, поверх которого, плащ) и воин (в доспехах, с оружием (щит, меч, копье) в руках, пеший или конный). Георгий изо ...
Направления европейского искусства
Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных направления: классицизм и романтизм. Классицизм в изобразительном искусстве, музыке, литературе - это стиль, основанный на следовании принципам античного греческого и рим ...
Теоретико-методологическая база исследования
Исследование происходило следующим образом. Наметив основу плана, я начинал искать все ссылки связанные с пунктами и главами моей работы в различных информационных ресурсах (библиотеки, Internet, специалисты). Получив и проанализировав инф ...