Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре XIX в

Материалы » Западная культура XIX века » Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре XIX в

Страница 4

Эдмон (1822-1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкуры

Их творческие принципы, образ мыслей, художественные вкусы, интересы и привычки совпадали полностью. Богатейший материал для изучения литературной жизни эпохи и творческих взглядов авторов содержат «Дневники» Гонкуров, которые велись ежедневно с 1851 г. в течение почти полувека и составили более 20 томов. Их программный ранний роман «Жермини Ласерте» оказал влияние на молодого Золя и заслужил его восторженный отзыв. Под влиянием идей позитивистской философии братья Гонкуры провозгласили лозунг «документально точного воспроизведения жизни» и со всей достоверностью описывали жизнь различных слоев современного им общества; они первые обратились к жизни социальных низов, изображая духовный мир бедняков и трагические условия их существования. Братьям Гонкурам был свойственен глубокий интерес к искусству, которое они считали выше действительности. Блестящие знатоки и коллекционеры, они оставили целый ряд значительных работ: «искусство XVIII века» (1859-1875), «Актрисы XVIII века», монографию, посвященную Гаварни, книги о японских художниках Утамаро и Хокусан. После смерти Жюля Гонкура в 1870 г. Эдмон продолжал литературную деятельность. Он написал еще несколько романов, в которых появились новые мотивы, близкие к литературе декаданса. Лучшие из его книг посвящены изображению жизни людей искусства, творческих талантливых натур и их среды – это «Братья Земганно» (1879) и «Актриса Фостен» (1882). После смерти Эдмона де Гонкура его состояние, в соответствии с волеизъявлением покойного, было передано в фонд ежегодной литературной премии.

Эмиль Золя (1840-1902)

Золя смело вводил в литературу данные естественнонаучных открытий, медицины и физиологии. Основываясь на теории наследственности, он отчасти подменял социальные и исторические факторы формирования личности биологической обусловленностью. В 60-х гг. он опубликовал первые романы и несколько сборников литературно-критических и искусствоведческих статей, направленных против академизма, в защиту импрессионистов. В предисловии к роману «Тереза Ракен» (1867) Золя впервые сформулировал свой метод натурализма. В 1868 г. он начал свой грандиозный труд – серию романов о Второй империи. В течение двадцати пяти лет он работал над созданием социальной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1871-1893). Первоначальный план ее включал 10 романов, однако последующие исторические события побудили Золя раздвинуть рамки цикла, вывести новые типы и социальные слои, обнаружить классовый антагонизм буржуазного общества. В окончательном виде серия включает 20 романов. Причем, в ходе работы идея наследственности постепенно утрачивала свою главенствующую роль, ее вытесняла историческая и социальная точка зрения. В 80-е гг., в период написания «Жерминаля» - первого романа о рабочем движении – Золя все чаще «наталкивался» на социализм. В 90-е гг. он написал цикл романов «Три города» - «Лурд» (1894), «Рим» (1896), «Париж» (1898), объединенных идейными исканиями главного героя Пьера Фромана. Свою мечту о грядущем торжестве разума и труда Золя воплотил в социальной утопии «Четыре евангелия»: «Плодовитость» (1899), «Труд» (1901), «Истина» (1903), последний роман которой «Справедливость» остался ненаписанным. За его смелые общественные выступления, позже собранные в книге статей «Истина шествует» (1901), писатель был приговорен к тюремному заключению. Широкой прижизненной известности Золя в России способствовала его работа в журнале «Вестник Европы» (1875-1880), где впервые публиковались многие его литературно-критические статьи.

Томас Манн (1875-1955)

Томас Манн был не только автором всемирно известных произведений, но и защитником демократической культуры, борцом за мир и сотрудничество между народами. В своих произведениях он стремится разрешить проблемы большого социально-политического значения. Судьбы немецкого народа, историческая ответственность интеллигенции, роль и значение искусства, место художника в обществе – постоянные темы его произведений. В книгах и статьях, написанных в изгнании, в публичных выступлениях писатель гневно осуждал фашизм. Особенного размаха его антифашистская деятельность достигла в годы второй мировой войны. Томас Манн известен и как теоретик литературы и искусства. Ему принадлежит ряд критических статей, анализирующих творчество немецких и зарубежных писателей и музыкантов. Он прекрасно знал и любил классическую русскую литературу, оказавшую заметное влияние на его собственное творчество. Художник большого дарования, Томас Манн создал монументальные произведения, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме

Естественно-научный и гуманитарный подходы, гуманитарный подход в культурологии
Только в Новое время научное мышление перестает выполнять сервилистическую функцию по отношению к религии. Но зато тут же попадает в еще более тесные объятия: начинает обслуживать инженерию. Небезынтересно отметить, что этот союз выковыва ...

Структура культуры
Поскольку культура является сложным образованием, затрагивающим различные сферы деятельности человека, для ее структурирования необходимо выделить определенное основание. 1. Если исходить из качества и характера сознания, производимого к ...

Художественный метод эпохи Возрождения
Своеобразием художественного метода эпохи Возрождения явилось то, что они ориентировались на создание средствами искусства некоего идеала, которому необходимо следовать. В этом ренессансный метод действительно напоминал художественный мет ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация