Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре XIX в

Материалы » Западная культура XIX века » Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре XIX в

Страница 4

Эдмон (1822-1896) и Жюль (1830-1870) де Гонкуры

Их творческие принципы, образ мыслей, художественные вкусы, интересы и привычки совпадали полностью. Богатейший материал для изучения литературной жизни эпохи и творческих взглядов авторов содержат «Дневники» Гонкуров, которые велись ежедневно с 1851 г. в течение почти полувека и составили более 20 томов. Их программный ранний роман «Жермини Ласерте» оказал влияние на молодого Золя и заслужил его восторженный отзыв. Под влиянием идей позитивистской философии братья Гонкуры провозгласили лозунг «документально точного воспроизведения жизни» и со всей достоверностью описывали жизнь различных слоев современного им общества; они первые обратились к жизни социальных низов, изображая духовный мир бедняков и трагические условия их существования. Братьям Гонкурам был свойственен глубокий интерес к искусству, которое они считали выше действительности. Блестящие знатоки и коллекционеры, они оставили целый ряд значительных работ: «искусство XVIII века» (1859-1875), «Актрисы XVIII века», монографию, посвященную Гаварни, книги о японских художниках Утамаро и Хокусан. После смерти Жюля Гонкура в 1870 г. Эдмон продолжал литературную деятельность. Он написал еще несколько романов, в которых появились новые мотивы, близкие к литературе декаданса. Лучшие из его книг посвящены изображению жизни людей искусства, творческих талантливых натур и их среды – это «Братья Земганно» (1879) и «Актриса Фостен» (1882). После смерти Эдмона де Гонкура его состояние, в соответствии с волеизъявлением покойного, было передано в фонд ежегодной литературной премии.

Эмиль Золя (1840-1902)

Золя смело вводил в литературу данные естественнонаучных открытий, медицины и физиологии. Основываясь на теории наследственности, он отчасти подменял социальные и исторические факторы формирования личности биологической обусловленностью. В 60-х гг. он опубликовал первые романы и несколько сборников литературно-критических и искусствоведческих статей, направленных против академизма, в защиту импрессионистов. В предисловии к роману «Тереза Ракен» (1867) Золя впервые сформулировал свой метод натурализма. В 1868 г. он начал свой грандиозный труд – серию романов о Второй империи. В течение двадцати пяти лет он работал над созданием социальной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1871-1893). Первоначальный план ее включал 10 романов, однако последующие исторические события побудили Золя раздвинуть рамки цикла, вывести новые типы и социальные слои, обнаружить классовый антагонизм буржуазного общества. В окончательном виде серия включает 20 романов. Причем, в ходе работы идея наследственности постепенно утрачивала свою главенствующую роль, ее вытесняла историческая и социальная точка зрения. В 80-е гг., в период написания «Жерминаля» - первого романа о рабочем движении – Золя все чаще «наталкивался» на социализм. В 90-е гг. он написал цикл романов «Три города» - «Лурд» (1894), «Рим» (1896), «Париж» (1898), объединенных идейными исканиями главного героя Пьера Фромана. Свою мечту о грядущем торжестве разума и труда Золя воплотил в социальной утопии «Четыре евангелия»: «Плодовитость» (1899), «Труд» (1901), «Истина» (1903), последний роман которой «Справедливость» остался ненаписанным. За его смелые общественные выступления, позже собранные в книге статей «Истина шествует» (1901), писатель был приговорен к тюремному заключению. Широкой прижизненной известности Золя в России способствовала его работа в журнале «Вестник Европы» (1875-1880), где впервые публиковались многие его литературно-критические статьи.

Томас Манн (1875-1955)

Томас Манн был не только автором всемирно известных произведений, но и защитником демократической культуры, борцом за мир и сотрудничество между народами. В своих произведениях он стремится разрешить проблемы большого социально-политического значения. Судьбы немецкого народа, историческая ответственность интеллигенции, роль и значение искусства, место художника в обществе – постоянные темы его произведений. В книгах и статьях, написанных в изгнании, в публичных выступлениях писатель гневно осуждал фашизм. Особенного размаха его антифашистская деятельность достигла в годы второй мировой войны. Томас Манн известен и как теоретик литературы и искусства. Ему принадлежит ряд критических статей, анализирующих творчество немецких и зарубежных писателей и музыкантов. Он прекрасно знал и любил классическую русскую литературу, оказавшую заметное влияние на его собственное творчество. Художник большого дарования, Томас Манн создал монументальные произведения, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме

Культура и религия
Религия является продуктом духовной деятельности человека, частью культурного потенциала каждого народа. В настоящее время насчитывается более 250 толкований понятия «религия». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведо ...

Информационные технологии в научных исследованиях
Информационные технологии играют ключевую роль в процессе накопления, распространения и эффективного использования новых знаний. Сегодня традиционные методы информационной поддержки научных исследований, которые заключались в основном в к ...

Скульптура
Майя знали и применяли в большей или меньшей степени все скульптурные приемы: резьбу, барельеф и горельеф, круглый и моделированный объем. Для изготовления мелких предметов применяли обсидиан, кремень, нефрит и др. твердые или мелкозернис ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация