Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре XIX в

Материалы » Западная культура XIX века » Импрессионизм и постимпрессионизм в художественной культуре XIX в

Страница 1

1.

Импрессионизм - движение в живописи, возникшее во Франции в 1860-х гг. и доминировавшее в живописи Европы и Северной Америки до конца XIX в. Импрессионисты хотели отображать реальную жизнь, писать непосредственно природу, запечатлеть изменчивые эффекты света. Термин впервые применен в отрицательном смысле при критической оценке работы Моне «Впечатление. Восход солнца» 1872 (украдена в 1993 г. из музея Мармоттан, Париж); импрессионистами были также Ренуар и Сислей, позже присоединились Сезанн, Мане, Дега и другие.

2.

Импрессионизм - течение в искусстве последней трети XIX – начала XX в., представители которого стремились передать свои мимолетные впечатления, изображая мир в его подвижности и изменчивости.

3.

Постимпрессионизм – различные стили живописи, последовавшие за импрессионизмом в 1880-х и 1890-х гг. Термин был впервые использован английским критиком Роджером Фраем в 1911 г. для описания работ Поля Сезанна, Винсента Ван-Гога и Поля Гогена. Эти художники ушли от спонтанности импрессионизма, пытаясь придать своим работам более серьезное значение.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Импрессионизм (от французского слова impression – впечатление) сложился к началу 1870-х годов. Остроту зрительного впечатления импрессионисты сделали главным критерием своего искусства. Они заметили, что один и тот же пейзаж представляется совсем иным при разном освещении – солнечный день и в пасмурную погоду, при утреннем и вечернем свете, и поставили своей задачей сохранить в картине свежесть непосредственного впечатления. Поэтому импрессионисты писали свои произведения (в первую очередь пейзажи) целиком на открытом воздухе, а не в мастерской. Изучая воздействие света в пейзаже, они обнаружили, что черные и глухие тона встречаются в природе лишь тогда, когда недостаточна освещенность предметов, и изгнали черную краску со своей палитры. Стремясь передать в пейзаже трепетное движение воздуха, они писали картины мелким подвижным мазком.

Импрессионисты воспевали родную природу, но, уловив возросшую роль больших городов, первыми стали изображать сцены суетливой и динамической городской жизни. Однако, сосредоточив все свое внимание на живописной фиксации впечатлений, представители импрессионизма неизбежно пришли к известной ограниченности и односторонности своего искусства, к сужению его идейной значимости и целеустремленности. Тем не менее, искусство импрессионистов всегда сохраняло высокую поэтичность и жизнеутверждающий характер образов, а чисто живописные завоевания этих художников были настолько значительными, что их творческое наследие прочно вошло в сокровищницу мирового искусства.

Весь путь развития импрессионизма неразрывно связан с творчеством пейзажиста Клода Моне (1840-1926). Моне нередко писал один и тот же вид в разное время суток. Таковы его серии «Стога сена» и «Руанский собор». Беглыми, как будто небрежными мазками, он создавал впечатление колышущегося от ветерка поля или полной движения улицы Парижа. Он мог запечатлеть и знойное марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы.

Жизнерадостное и ясное восприятие мира, присущее в целом всему импрессионизму, отчетливо проявилось в творчестве одного из главных мастеров этого течения Огюста Ренуара (1841-1919), который был прозван «певцом счастья». Его искусство радостно и лучезарно. Пейзажная живопись мало увлекала Ренуара, в центре внимания живописца стоял человек.

В одном из лучших своих произведений – «Бал в саду Мулен де ла Галет» (1876) – Ренуар дал широкую панораму подвижной многолюдной массы, озаренной неровными бликами света, еще больше усиливающего впечатление непрерывного движения людей. Высоким живописным мастерством отмечены созданные Ренуаром жанровые сцены и натюрморты с изображением цветов.

Образ человека привлекал и внимание Эдгара Дега (1834-1917). Он также входил в группу импрессионистов. Но люди на полотнах Дега знают тяжесть изнурительного труда, им ведома опустошающая проза жизни буржуазного города. Главным средством характеристик своих персонажей Дега выбирает движение. Отличный рисовальщик, он метко схватывает профессиональный жест гладильщицы или прачки, позу балерины, посадку жокея на скачках. Его произведения кажутся случайно выхваченными из жизни картинками, однако, их композиции всегда строго продуманы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по теме

Исторические особенности Серебряного века
К моменту вступления Александра III на престол расстановка сил в Европе начинает меняться. После поражения Франции во франко-прусской войне начинается процесс складывания новых политических группировок. Дальнейшая роль России в европейско ...

Новые тенденции в искусстве к середине столетия
Но к середине столетия в искусстве начинают проявляться и новые тенденции. Церковь, роль которой в период разрухи, вызванной польско-шведской интервенцией и последующим за тем периодом возрождения государства и экономики, была несколько о ...

М. Махаев
Наиболее заметной фигурой в русской гравюре XVIII в. является М.И. Махаев (1718–1770). В листах знаменитой серии видов Петербурга, исполненных в 1753 г., изображен город, который современники с любовью и гордостью считали своего рода чудо ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация