Культура Высокого Ренессанса

Культура периода Ренессанса » Культура Высокого Ренессанса

Страница 1

На наш взгляд, культура Высокого Ренессанса достигла в своем развитии того пика, с которого неизбежно должно было начаться падение (по крайней мере, с точки зрения, художественного эстетизма). Исходным моментом этого процесса стало, по нашему убеждению, достаточно широкое внедрение в общество рыночных отношений и, как следствие, трансформировалась этическая концепция гуманизма (произошел сначала отход от принципов гуманизма в искусстве, а потом и замена их на качественно новые художественные формы и стили). Изменилась нравственная и социальная роль знаний; образование и занятие наукой, как разновидность служения гражданскому долгу, все более обращались к служению сильным мира сего.

Данная точка зрения, практически не встречается в изученных нами исследованиях. Большинство авторов анализируют искусство Высокого Ренессанса сквозь призму понимания классического искусства в «традиционном» его аспекте – через восприятие художественных особенностей творений мастеров, центральной позицией которых является компо­зиция произведения (акцент не на восприятии натуры, а на ее перевоплощении). Недаром любимым словом художников и теоретиков Чинквеченто было invenzione – в буквальном смысле слова «изобретение», то есть именно композиционное открытие – уменье извлекать из темы законченный, героический, возвышенный образ и единовременность действия. Это преобладание «инвенции», естественно, переносит центр тяжести в классическом искусстве на содержание, идею. Рационализм классического искусства проявляется не в научно-детальном изучении действительности, но в логичности замысла и построения. Натура в ее индивидуальных проявлениях вообще отступает на задний план. Классическое искусство Возрождения признает натуру только типизированную и сублимированную.

Искусство Высокого Ренессанса теснейшими узами было связано с Ранним Возрождением. В нем присутствовали и антропоцентризм, и реализм, и античные традиции – то есть категории, общие для всего Возрождения.

Однако, для генезиса классического стиля Возрождения характерно и показательно то, что его «родоначальником, его идейным вождем был Леонардо да Винчи, человек, неделимо объединивший в себе и художественный, и научный гений. Показательно, во-первых, потому, что Леонардо воплощал наиболее прогрессивные тенденции Ренессанса, идеологию передовой части общества, боровшейся с силами старого, феодального мира…, во-вторых, потому, что он вскрывает чисто рационалистические основы классического искусства» [19].

Высокий Ренессанс требует гораздо большего единообразия эстетических вкусов и теоретических принципов. Здесь, на наш взгляд, почти исключены неожиданности и внутренние противоречия. Если в творчестве художников Кватроченто центр тяжести лежит в поиске и решении новых проблем и задач, то искусство Высокого Ренессанса, в известной мере, производит впечатление, что ценности уже найдены, стабилизировались. Все проблемы Кватроченто имели для современников обычно практическое, конкретное назначение: перспектива, анатомия, пропорции, свет, быстрое движение. Основные же проблемы классического искусства, как они воспринимались современными художниками, сформулированы ими в идеях, в понятиях: grazia, gravitá, virtú (изящество, величавость, достоинство).

Достаточно вспомнить «Сикстинскую мадонну» Рафаэля – образ, проникнутый величием самопожертвования, или «Динарий кесаря» с непоколебимым в своем чувстве правоты Христом. В славословии человечеству заложена светскость Высокого Возрождения. Так, например, алтарный образ монаха Ф. Бартоломео с изображением Воскресения Христа прославляет красоту человека в той же мере, как и языческий «Триумф Галатеи» Рафаэля.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Теории строительства египетских пирамид
Обычно все теории начинают рассматривать Большую Пирамиду Хеопса, полагая, что если найденный метод объяснит, как создавалась эта пирамида, то можно будет объяснить как создавались и все другие пирамиды в Египте. Впрочем, нет никаких дока ...

Желтая гостиная
Желтая гостиная (ныне Золотая) располагается в южной части садовой анфилады бельэтажа Аничкова дворца и связана с Большим Танцевальным залом и Музыкальным салоном, сейчас Библиотекой. Она была спроектирована еще Ф. Растрелли, а Л. Руска ...

Искусство в контексте культуры
Эстетическое отношение и постижение мира наряду с моралью, религией, наукой и другими формами общественного сознания занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей. Центральным звеном эстетического освоения действительности ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация