Культура Высокого Ренессанса

Культура периода Ренессанса » Культура Высокого Ренессанса

Страница 1

На наш взгляд, культура Высокого Ренессанса достигла в своем развитии того пика, с которого неизбежно должно было начаться падение (по крайней мере, с точки зрения, художественного эстетизма). Исходным моментом этого процесса стало, по нашему убеждению, достаточно широкое внедрение в общество рыночных отношений и, как следствие, трансформировалась этическая концепция гуманизма (произошел сначала отход от принципов гуманизма в искусстве, а потом и замена их на качественно новые художественные формы и стили). Изменилась нравственная и социальная роль знаний; образование и занятие наукой, как разновидность служения гражданскому долгу, все более обращались к служению сильным мира сего.

Данная точка зрения, практически не встречается в изученных нами исследованиях. Большинство авторов анализируют искусство Высокого Ренессанса сквозь призму понимания классического искусства в «традиционном» его аспекте – через восприятие художественных особенностей творений мастеров, центральной позицией которых является компо­зиция произведения (акцент не на восприятии натуры, а на ее перевоплощении). Недаром любимым словом художников и теоретиков Чинквеченто было invenzione – в буквальном смысле слова «изобретение», то есть именно композиционное открытие – уменье извлекать из темы законченный, героический, возвышенный образ и единовременность действия. Это преобладание «инвенции», естественно, переносит центр тяжести в классическом искусстве на содержание, идею. Рационализм классического искусства проявляется не в научно-детальном изучении действительности, но в логичности замысла и построения. Натура в ее индивидуальных проявлениях вообще отступает на задний план. Классическое искусство Возрождения признает натуру только типизированную и сублимированную.

Искусство Высокого Ренессанса теснейшими узами было связано с Ранним Возрождением. В нем присутствовали и антропоцентризм, и реализм, и античные традиции – то есть категории, общие для всего Возрождения.

Однако, для генезиса классического стиля Возрождения характерно и показательно то, что его «родоначальником, его идейным вождем был Леонардо да Винчи, человек, неделимо объединивший в себе и художественный, и научный гений. Показательно, во-первых, потому, что Леонардо воплощал наиболее прогрессивные тенденции Ренессанса, идеологию передовой части общества, боровшейся с силами старого, феодального мира…, во-вторых, потому, что он вскрывает чисто рационалистические основы классического искусства» [19].

Высокий Ренессанс требует гораздо большего единообразия эстетических вкусов и теоретических принципов. Здесь, на наш взгляд, почти исключены неожиданности и внутренние противоречия. Если в творчестве художников Кватроченто центр тяжести лежит в поиске и решении новых проблем и задач, то искусство Высокого Ренессанса, в известной мере, производит впечатление, что ценности уже найдены, стабилизировались. Все проблемы Кватроченто имели для современников обычно практическое, конкретное назначение: перспектива, анатомия, пропорции, свет, быстрое движение. Основные же проблемы классического искусства, как они воспринимались современными художниками, сформулированы ими в идеях, в понятиях: grazia, gravitá, virtú (изящество, величавость, достоинство).

Достаточно вспомнить «Сикстинскую мадонну» Рафаэля – образ, проникнутый величием самопожертвования, или «Динарий кесаря» с непоколебимым в своем чувстве правоты Христом. В славословии человечеству заложена светскость Высокого Возрождения. Так, например, алтарный образ монаха Ф. Бартоломео с изображением Воскресения Христа прославляет красоту человека в той же мере, как и языческий «Триумф Галатеи» Рафаэля.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме

Организационная культура и личная ответственность человека в хозяйственной деятельности
Несомненно, что мир духовных ценностей и сфера хозяйственной, экономической жизнедеятельности взаимосвязаны. Очевидно, что одни и те же хозяйственные формы по-иному работают в различных социокультурных условиях. Хозяйственная деятельность ...

Раскрытие понятия контркультура и соотношение ее с субкультурой
В современной культурологии и социологии понятие контркультуры используется в двух смыслах: во-первых, для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в конкретной культуре, ...

Деятельность «Русской троицы» на фоне Галицкого возрождения
В понимании общественных явлений “Троица” в значительной мере отталкивалась от позиций Просветительства, но на диалектику человека и мира субъекта и объекта, времени и вечности, индивидуума и природы, они уже имели ярко выраженный романти ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация