Особенности развития кинопроката постперестроечный период

Материалы » Исторический путь развития кинопроката в России » Особенности развития кинопроката постперестроечный период

Страница 1

Рост числа посещений кинотеатров, наметившийся в последние годы, по сравнению с эпохой СССР, может показаться почти мизерным – 20% за 5 лет или 0,3 похода в кинотеатр в России на человека в год. Но для рынка в сегодняшнем его состоянии это большой прогресс. На Россию и ближнее зарубежье (которое включает в себя Украину, Казахстан, Белоруссию, Прибалтийские государства, приходится по различным оценкам от 350 (по данным «Нева-Фильм») до 430 (Kinoafisha.net) действующих кинотеатров, то есть порядка 700 залов [7].

В России в настоящее время сложилась особая бизнес-модель развития предприятий кинопроката – строительство мультиплексов (многозальных кинотеатров) на арендуемых площадях в торговых центрах. Динамика ежегодного прироста количества кинотеатров и кинозалов, расположенных на арендуемых площадях в торговых центрах, составляет в среднем 40%, а их доля в общем числе кинозалов превысила 50%. Последнее обстоятельство негативно влияет на дальнейшее развитие российского рынка кинопоказа в условиях глобального финансового кризиса: вследствие удорожания кредитных ресурсов приостановлено строительство торгово-развлекательных центров, в которых должны были открыться кинотеатры [8].

В то время как операторы предприятий кинопроката обладают достаточными ресурсами для развития киносети, стагнация на рынке торговой недвижимости замедляет распространение современного кинопоказа в России, что в совокупности с повышающимися арендными ставками вынуждает менеджмент кинотеатров искать альтернативные пути развития. В частности – строительство быстровозводимых мультиплексов. Однако данная модель развития предъявляет особые требования к финансовому менеджменту, так как строительство предполагает качественно иной уровень управления денежными потоками [1].

Учитывая высокую зависимость доходов предприятий кинопроката от структуры распределения денежных поступлений от кассовых сборов между кинодистрибьютором и кинотеатром, сезонности спроса на демонстрируемые кинокартины, а также другие факторы, оказывающие влияние на денежные потоки, задача управления денежными потоками приобретает особое значение и требует системного подхода и научной обоснованности.

В сложившихся условиях одним из способов укрепления финансового состояния предприятий кинопроката является внедрение финансового менеджмента, включающего в себя управление денежными потоками с учетом отраслевой специфики финансов и с целью обеспечения эффективного использования экономического потенциала предприятий кинопроката, что и определяет актуальность темы исследования данного вопроса.

Теория и практика финансового менеджмента предприятий киноиндустрии с учетом особенностей российской экономики является недостаточно разработанной отраслью научного знания.

Отдельные вопросы, посвященные организационным, экономическим, правовым вопросам деятельности предприятий киноиндустрии в историческом аспекте, рассмотрены в трудах Андреевой С.М., Браиловой О.В., Венжера Н.Я., Дондурея Д.Б., Янсона Э.Ж. При этом не исследованы финансовые потоки компаний, оказывающих услуги в сфере организации кинопроката на современном этапе.

Теоретические и практические вопросы финансового менеджмента, формирования денежных потоков предприятия, системы анализа и управления в условиях рыночной экономики рассмотрены в трудах Бланка И.А., Балабанова И.Т., Баранова В.В., Бочарова В.В., Володина А.А., Ковалева В.В., Медведева А.Г., Павловой Л.Н., Романовского М.В., Рубинштейна Т.Б., Стояновой Е.С., Стоянова Е.А., Треневой Н.Н.

Состояние российской киноиндустрии является одной из важнейших характеристик социально-экономического и культурного развития России. Предприятия кинопроката являются базовой составляющей сферы киноиндустрии, поскольку выполняют функцию связующего звена между кинопроизводством и потреблением киноуслуг, обеспечивая демонстрацию фильмов населению.

Проведенный в диссертационной работе Э.А. Пичугина анализ состояния рынка кинопоказа и проблем развития и функционирования кинотеатров в Российской Федерации показал, что [7]:

1) количество кинотеатров России за период 2000–2008 гг. увеличилось в 7 раз, со 105 до 736 объектов; число кинозалов увеличилось почти в 24 раза – с 78 до 1864 кинозалов;

2) государственное финансирование сферы кинематографии в 2009 году сократилось на 3,9% по сравнению с 2008 годом и составляет 0,042% в общих расходах федерального бюджета. Государственная поддержка российского кинопроката в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006–2011 годы)» в 2009 году составит 309,9 млн. руб. или 8,4% от общих расходов на кинематографию;

3) российский рынок кинопоказа характеризуется тенденцией размещения кинозалов в торговых центрах. Число кинозалов, открытых в торговых центрах, выросло по сравнению с 2004 годом в 6 раз (со 165 до 960), а их доля в общем количестве открытых кинозалов к 2009 году составила 51,5%. Постоянно растущая в последние годы зависимость российских кинотеатров от торговых центров ставит рынок кинопоказа в сложную ситуацию в условиях мирового финансового кризиса;

Страницы: 1 2

Статьи по теме

Линейные теории динамики культуры
Кроме циклических в философии разрабатывались и линейные теории динамики культуры. Одна из таких теорий была предложена немецким философом-экзистенциалистом К. Ясперсом (1883 - 1969). Основной труд Ясперса по исследованию истории культур ...

Идея свободы Греции
Свобода - доминанта греческого сознания, которая состояла в признании единства интересов сообщества, в чувстве причастности людей к нему, в сочетании разнообразия интересов и взаимной лояльности. Она появилась и нарастала в архаический пе ...

Высокое Возрождение
Искусство Ренессанса не стояло на месте: если для Раннего Возрождения были характерны поиски и стремление создать новое, то Высокое Возрождение отличала зрелость и мудрость, сосредоточенность на главном. Именно в то время были рождены шед ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация