Скульптура

Культура империи Майя » Скульптура

Майя знали и применяли в большей или меньшей степени все скульптурные приемы: резьбу, барельеф и горельеф, круглый и моделированный объем. Для изготовления мелких предметов применяли обсидиан, кремень, нефрит и др. твердые или мелкозернистые камни, а также раковину и кость.

Скульптура могла украшать детали зданий (панели, плиты, косяки , колонны), могла быть элементом, функционально связанным с постройкой (алтари, святилища, троны), или являться частью таких архитектурных комплексов, как площади, платформы и храмы.

Скульптура должна была воплощать темы, способствующие упрочнению существующей системы: жизнь божеств, создавших эту систему и следивших за ее правильным функционированием, и власть тех, кто считался представителями этих божеств на земле. Занимаясь восславлением правящего класса в целом, древние скульпторы обычно не стремились к индивидуализации изображаемых лиц. Однако многие персонажи имеют портретное сходство с действительно существовавшими правителями и жрецами. Что касается простых людей, рабов и пленников, то скудость и простота их одежды, а также поза, приданная им скульптором, указывают на их низкое положение.

Школы Копана и Киригуа стремились к созданию объемной скульптуры. Очень своеобразны присущие только Копану и Кири-гуа причудливые скульптуры, помещенные обычно перед стелами на открытом воздухе. Они изображают каких-то мифологических чудовищ. У одного такого чудовища из Киригуа в раскрытой пасти находится сидящая человеческая Фигура.

Скульптурная школа Яшчилана была во многом противоположна иаленкской школе. Деталям здесь не уделялось особого внимания. Тематика рельефов разнообразна: сцены триумфа, поединка, явлений божеств и т.д. Многие рельефы Яшчилана кажутся “переводами” с дерева на камень.

Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике — терракотовых статуэтках, изображавших божества и людей, в изделиях из нефрита. Эти изображения непосредственной правдивостью, смелой индивидуализацией образов, мягкостью и жизненностью моделировки часто превосходят памятники крупной пластики.

Статьи по теме

Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
Известный русский публицист, социолог и общественный деятель Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) в книге «Россия и Европа» (1869) разработал концепцию обособленных, локальных «культурно-исторических типов», или цивилизаций, последов ...

Учебные потребности и их удовлетворение библиотеками вуза
Наступивший XXI век стал веком информации и научных знаний, а значит, и система образования должна решать новую проблему, связанную с подготовкой миллионов студентов к жизни и деятельности в совершенно новых для них условиях информационно ...

Характеристика стилистики отделки интерьеров в конце начала XIX века
В этой главе мною предпринята попытка анализа литературы, касающейся убранства интерьера начала XIX века с целью выявления основных особенностей и тенденций в его отделке. «Искусство отделки интерьера – это и вполне определенные пропорци ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация