Искусство передвижников в Русском музее

Материалы » Искусство передвижников в Русском музее

Страница 4

Художественными объединениями, возникшими позднее, объективно передвижники выступили как новаторы. Утверждая важную роль искусства, они считали ее не исключительной, а только частью духовных усилий общества на пути к прогрессу. Люди достоинства и чувства чести, они отличались живостью реакции на все талантливое и жизнеспособное. Но подлинная революционность их искусства несколько иного свойства: искусство передвижников жило думами, страстями, дерзаниями своей эпохи. От этого менялись цель и содержание искусства, пришли в движение все жанры.

Пронизанное духом освободительного движения, русское искусство второй половины XIX века ставило сложные нравственные проблемы, перекликавшиеся с революционной этической мыслью. Художники ощущают себя преемниками великих традиций прошлого и испытывают необходимость вынести свой суд о настоящем, ибо считают себя ответственными за будущее. Их творчество в гармонии с их мышлением, содержание, смысл их картин отличают глубина и многоплановость, хотя этого часто не хотят замечать те критики, которые сводят все эстетическое богатство их искусства к однозначной обличительной теме.

В свете размышлений об итогах, о будущем русского реалистического искусства, о наследовании его традиций особенное значение приобретает педагогическая деятельность передвижников. Имевшая место и раньше, она становится в девяностые годы намного обширнее. Огромным событием стал приход в реформированную Академию художеств Репина, Маковского, Шишкина, Куинджи. У передвижников много талантливых учеников. Они не были безразличны и к тому, что придет им на смену. Собрав богатую жатву, они заботились теперь о новом посеве.

«Наследование традиций», «преемственность», «итоги» – какой бы смысл ни вкладывали в эти слова сами художники, их друзья и противники, историческая оценка складывалась помимо их намерений в результате событий, выходящих за рамки собственно художественной жизни и деятельности передвижников.

Передвижничество миновало свой великий подъем. Однако в том ли исторический смысл искусства, чтобы за великим художником пришел на смену ему равный? У Италии был только один Рафаэль, у Англии только один Шекспир, у России только один Пушкин. Неповторимы Толстой, Достоевский, Суриков, Репин… Их творческое наследие образует единый могучий почвенный слой русской культуры, вскормивший могучие всходы. Его значение для будущего России – и не только России – было огромно. Это прекрасно понимало поколение людей, выступивших наследниками этой культуры. И сами передвижники не заблуждались в отношении исторического значения своего вклада.

Нельзя сказать, что проблема передвижничества широко освящается современными авторами, но периодически появляются статьи и книги о передвижниках. Передвижничество развивалось как явление живое, необычайно органичное для русской жизни, и, как во всем живом, в нем были юность, расцвет и зрелость. Поре расцвета передвижничества мы обязаны традициями гражданственности искусства, слитности этического и эстетического идеалов. И эти традиции, воплощенные в произведениях передвижников, продолжают обогащать наш духовный мир и сегодня.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по теме

Далматовский Успенский монастырь
Значительное место в формировании зауральской иконописной традиции принадлежит мастерам Далматовского Успенского монастыря (основан в 1644). Известно около двух десятков имен иконописцев, работавших в Далматове в XVIII-XIX вв. В 1702-170 ...

Искусство
Искусство, прежде всего – общественный продукт, на который воздействует все общество через экономические, политические, религиозные и культурные институты. Тесно связанное с обществом, искусство всегда выражает интересы определенных класс ...

Культура и общество
Культурный горизонт мира непрерывно расширяется. Сегодня, в XX веке, мы понимаем и ценим не только классическую античность. И западноевропейское средневековье, и византийская музыка и иконопись, и африканская скульптура, и фаюмский портре ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация