Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Материалы » Искусство монолога » Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Страница 4

Пересказ с вымышленным продолжением требует творческих дополнений, основанных на личном жизненном опыте учащихся и знаниях, полученных из книг, телепередач, спектаклей и т.п. Продолжение может быть самым разнообразным, но при этом необходимо соблюдать одно условие: продолжение должно быть логическим развитием поставленной проблемы или судьбы героя. Для этого необходимо хорошо знать все обстоятельства, в которых живет и действует герой, его личные качества. Эти знания приобретаются путем тщательного не только смыслового, но и языкового анализа текста, так как язык художественного произведения - средство выражения идейного содержания. Готовясь к пересказу с вымышленным продолжением, надо подумать и о языковом оформлении продолжения: оно не должно по стилю отличаться от основной части пересказа. При этом следует учесть особенности языка художественной литературы. В продолжении целесообразно выразить свое отношение к рассказанному (в первую очередь средствами звучащей речи - тоном, темпом, логическим ударением). К пересказу с вымышленным продолжением следует тщательно готовить рабочие материалы: записать слова, сочетания и предложения, с помощью которых будет выражено основное содержание; подобрать средства для связи частей текста; записать трудные для произношения слова; записать необходимые для изложения словосочетания, элементы которых связаны способом согласования (особенно обращать внимание на формы рода и числа); сделать пометы на полях против каждого пункта плана о темпе, тембре и паузах.

Сообщение - это устный монолог, содержащий самостоятельно усвоенные сведения. Цель сообщения - информировать слушателей о том, что им не было известно. Поэтому сообщение должно быть очень четким и по композиции, и по содержанию, и по форме выражения.

В композиции сообщения выделяются три части: вступление - выступающий называет тему сообщения; основная часть - сообщаются факты, данные, указывается точное время действия и т.п.; заключение - обобщается все сказанное, делаются выводы.

Сообщения, как правило, содержат научную информацию, сведения большой общественной значимости, следовательно, основное требование к содержанию сообщения - это требование точности, достоверности.

Языковые средства отбираются в соответствии с требованиями устного варианта научного стиля. Основные способы изложения - повествование, рассуждение.

Определив тему сообщения и ее границы, надо предельно строго отобрать факты, события, цифры, даты и другой материал для будущего сообщения. Сообщение будет более убедительным, если выступающий подготовит схемы, таблицы или плакаты, отражающие фактические данные. Выступая с сообщением, полезно делать записи на доске по ходу изложения: записывать некоторые цифры, даты, имена и фамилии, трудные слова или термины. Записывать надо очень аккуратно, четко, продумав систему записи, в зависимости от фиксируемых данных. Например, имя и фамилию следует записывать на одной строчке, а если далее сообщаются даты жизни названного лица, то записать их на следующей строчке под именем и фамилией. Еще пример: если по ходу сообщения надо назвать несколько дат, то записывать их лучше постепенно одну за другой (в столбик) в хронологической последовательности. В момент записи лучше сделать паузу - это сосредоточит внимание слушателей только на зрительном восприятии. Однако пауза не должна быть длительной, поэтому записи на доске по ходу сообщения рекомендуется делать короткие, быстро выполнимые. В рабочем плане выступающий отметит, что и в какой момент сообщения надо будет записать. Затем полезно потренироваться в записи на доске, а если это невозможно почему-либо, то на отдельном листе бумаги.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Керамика
Египетская керамика весьма разнообразна и делится на два вида: глиняная и фаянсовая. Глиняная посуда известна в Египте с начала неолита, ее формы и декор возникли еще в додинастический период. Вначале горшечники лепили глиняное тесто рук ...

Информационные ресурсы
Использование электронных информационных ресурсов в библиотеках, применение новых информационных технологий при обслуживании пользователей Информационные ресурсы - в широком смысле - совокупность данных, организованных для эффективного п ...

Венецианская школа XV век
В эпоху Возрождения Венеция развивалась немного иначе, чем другие города Италии. Её выгодное географическое положение, флот и пути торговли с Востоком сделали её богатой. С конца XIII века началась аристократизация её политического строя. ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация