Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Материалы » Искусство монолога » Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Страница 3

Очень полезны разнообразные задания, усложняющие подготовку пересказа введением других элементов творчества. В зависимости от характера такого задания принято различать виды пересказа: выборочный пересказ, пересказ с заменой лица рассказчика, пересказ с заменой диалога повествованием, сжатый пересказ, пересказ с элементами рассуждения, пересказ с вымышленным продолжением.

Выборочный пересказ. Подготовка к такому пересказу сложная, ступенчатая. Во-первых, надо провести анализ всего текста (в том числе словарную работу), выделить составные части, затем определить тему каждой части, а для пересказа отобрать только некоторые части в соответствии с задачей, поставленной учителем: например, пересказать части, в которых даны детали портрета героя, или отобрать для пересказа отрывки, повествующие об одних и тех же действиях двух героев рассказа. Во-вторых, отобрав для пересказа нужные части, следует продумать последовательность их воспроизведения, а также подготовить предложения, с помощью которых можно было бы логично переходить от изложения содержания одной части к другой: пересказ должен быть стройным, цельным.

Пересказ с заменой лица рассказчика требует использовать знания грамматики, но не ограничивается этим требованием. Заменяя 1-е лицо 3-м, мы вынуждены вносить и другие изменения в текст. Так, в некоторых случаях приходится дополнять пересказ, основываясь на выражении героем его внутреннего состояния, в других случаях - обращения заменять безличными конструкциями. Большого внимания требует согласование форм 3-го лица с зависимыми словами в роде. Кроме того, следует продумать, какими синонимами возможно заменять местоимения 3-го лица (он, она, они) по ходу пересказа. Конечно, основным словом, заменяющим в речи местоимение, будет имя героя (героини). Но одного слова недостаточно, поэтому надо перечитать еще раз текст и, пользуясь сведениями о герое, подобрать слова и словосочетания, которыми можно будет заменять имя героя и местоимение 3-го лица.

Пересказ с заменой диалога повествованием требует использования умения перестраивать прямую речь в косвенную. Основная задача при замене диалога монологом - сохранить разговорный стиль последнего, передать живые интонации.

Сжатый пересказ требует серьезной подготовки, потому что рассказывать кратко, не упустив главного, значительно труднее, чем воспроизвести содержание подробно. Внимательно перечитывая текст, надо отмечать в каждой части то, что является важным, основным в раскрытии темы. Нельзя допускать механического сокращения текста - простого пропуска некоторых абзацев, так как это приведет к нарушению логики изложения. Выделив основные мысли, следует обобщить их, связать воедино, чтобы затем пересказать это главное "своими словами", но при этом сохранить стиль и выразительность. Итак, при подготовке сжатого пересказа, надо решить две задачи: логическую - выбрать из текста основное и речевую - выбрать соответствующую форму для выражения данного обобщенного содержания. Следовательно, будут заметные расхождения между пересказом и текстом образца. Поэтому описательные тексты не рекомендуется использовать для сжатого пересказа.

Пересказ с элементами рассуждения. Этот вид пересказа вырабатывает умение обосновывать конкретную мысль, высказанную автором или героем. При подготовке пересказа в одной из частей текста выделяется какая-то мысль и дается задание - ответить на вопрос, почему герой принял именно такое решение, подтвердить фактами, конкретными примерами естественность данного поступка для этого героя. Эта часть, включенная в пересказ, и будет элементом рассуждения, а именно доказательством одного из утверждений автора. Усложняя задание, можно включать в пересказ не один, а несколько таких элементов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Искусство
Итальянцы не восприняли ломаный силуэт готического храма, так хорошо вписавшийся в природу и миросозерцание людей на севере от Альп, и создали свой собственный стиль архитектуры, основой которого стало соединение колонны с полукруглой арк ...

Творчество Андрея Рублева
Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. С ним часто связывали разновременные произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное знач ...

Искусство и наука Ренессанса. Эпоха Возрождения и религия
Страстность эпохи Возрождения отразилась во взаимоотношениях новой культуры с религией и церковью. Как бы сильна ни была струя атеизма в этот период, как бы ни бунтовал ренессансный человек против ограничения свободы религией, он все же о ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация