Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Материалы » Искусство монолога » Подготовка речи в зависимости от вида монолога

Страница 5

Темп сообщения обычно средний, паузами отделяются части или выделяются важные факты, логическое ударение помогает отметить основные моменты содержания, детали, трудные для восприятия на слух, сообщаются более медленным темпом и немного громче остального текста.

Речь должна соответствовать литературной норме, быть простой, ясной, понятной.

Доклад - еще один вид устного монолога научного стиля речи. От сообщения доклад отличается большей сложностью содержания. Это касается как доклада в целом, так и каждой композиционной части.

Во вступлении докладчик не только сообщает тему, но и указывает ее значение, а также коротко излагает историю вопроса и информирует слушателей о том, какой материал был использован при подготовке доклада. Основная часть доклада содержит рассуждения автора, касающиеся избранной проблемы, изложение собственной точки зрения, которую докладчик обосновывает, используя различные способы доказательств: приводит аналогичные примеры, цитирует высказывания видных ученых, общественных деятелей, ставит вопросы, использует примеры из жизненного опыта слушателей. В заключительной части обобщается сказанное, формулируются выводы и предложения.

В зависимости от темы доклад может быть подготовлен либо по одному источнику, либо по нескольким. В любом случае докладчик должен познакомиться со многими материалами. Подготовка доклада - сложный и длительный процесс, включающий элементы научного исследования.

В подготовку доклада входит:

выбор темы, определение ее границ;

сбор материала: составление библиографии по избранной теме, чтение подобранной литературы, выписки (на карточки) разного рода фактических данных, касающихся содержания до клада и необходимых для доказательств, конспектирование;

систематизация материала: группировка по подтемам, расположение в логической последовательности, составление плана;

оформление доклада: развертывание каждого пункта плана в относительно самостоятельную смысловую часть доклада, а затем объединение этих частей в единое целое по смыслу и стилю изложения; оформление завершается тщательным обдумыванием всех элементов интонации.

Окончательно отработанный текст доклада можно несколько раз прочитать, чтобы лучше усвоить последовательность изложения, а затем обязательно проговорить, то есть воспроизвести содержание в устной форме (не пользуясь текстом) с живыми интонациями и возможными изменениями письменного варианта. Мимику и жесты рекомендуется использовать ограниченно. Кроме того, надо проверить, сколько минут займет выступление: заметить по часам время начала и конца проговаривания. Если есть возможность, хорошо записать доклад (во время проговаривания) на магнитофон, а затем прослушать запись и внести исправления, дополнения или произвести сокращение текста.

Отчет - вид устного монолога официально-делового стиля. Выступление с отчетом - это всегда обобщение результатов проделанной работы, выполненного поручения или подведение итогов о расходовании денег, полученных для определенных целей (например, на покупку оборудования, материалов и т.п.). Таким образом, тема отчета известна заранее. Задача выступающего состоит в том, чтобы представить известный ему материал в обобщенном виде, не перегрузить отчет подробностями, но ясно показать, что достигнуто, что не выполнено и почему, убедить слушающих в целесообразности проделанной работы или использования доверенных средств, а в заключение сформулировать предложения или практические выводы. Языковая форма отчета должна соответствовать его деловому характеру: излагать содержание надо по возможности кратко, четко, но полно и в строгой последовательности. В отчете реализуются все требования официально-делового стиля речи. В отличие от сообщения и доклада, в устном отчете значительно меньше расхождений с написанным его вариантом. Только использование интонации подчеркивает это различие, а лексика, строгий порядок слов, стандартные синтаксические конструкции с отыменными предлогами, средства связи частей предложений остаются характерными для книжно-письменной речи. Такой признак устной речи, как повторы, не уместны в отчете, не используются также частицы, междометия и другие экспрессивные средства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Статьи по теме

Образованность, интеллигентность и культурность
Об интеллигентности речь пошла потому, что ее, как и цивилизованность, нередко отождествляют с культурностью. А интеллигентными как раз считаются те люди, которые образованы, учены, обладают знаниями разного рода. Интеллигенция по определ ...

Развитие кинопроката в современных условиях
Закат кино в СССР начался задолго до Перестройки. Стало доступно телевидение, а в начале 80-х пышным цветом расцвел неконтролируемый рынок подпольных видеосалонов и широкая продажа, тогда еще не названная официально пиратской, видеопродук ...

Древняя история майя
Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов: доклассический — 200 — 300 гг. до н. э.; классический — 300 г. до н. э — 900 г. н. э.; послеклассический — 900—1530 гг. Далее горная Гватемала и полуостров Юкатан были завоев ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация