Изображение людей городского дна, отверженного буржуазным обществом

Материалы » Искусство импрессионистов » Изображение людей городского дна, отверженного буржуазным обществом

Страница 2

Дух горечи и одинокой безнадежности с особой силой сумел выразить Дега в своем «Абсенте». В тусклом освещении уголка пустого кафе Дега изобразил две одинокие фигуры мужчины и женщины, полных неопределенного унылого безразличия друг к другу и к окружающей их пустоте. Усталое беспокойство фактуры, как бы пыльная вялость колорита, однотонность которого едва нарушается цветом полувыцветшей розовой кофты женщины, мутное, зеленоватое мерцание бокала с абсентом удивительно гармонируют с печальной безнадежностью лица женщины, с ее поникшей позой, с сумрачной задумчивостью бледного, одутловатого лица бородатого мужчины.

Сумрачная коричневато-жёлтая гамма, убогая посуда, пустые столики воспроизводят обстановку дешёвенького парижского кафе, которое служит единственным приютом для двух отверженных в огромном враждебном им мире. С сочувствием и глубоким психологизмом художник раскрывает традицию людей, соединенных общим несчастьем.

Полотно «Абсент» написано в совершенно иной манере, нежели другие работы Э. Дега. Здесь нет места светлому цвету, неуместна улыбка, весёлое слово.

И в других лучших работах Дега также явственно звучит, как это было в «Абсенте», тема одиночества и безнадежности, тема чуждости и враждебности человеку жизни большого города. В какой-то мере к этой линии в творчестве Дега могут быть отнесены и его «Гладильщицы белья», передающие ощущение безрадостной тяжести подневольного труда, и некоторые другие композиции.

Интерес Дега к характеру человека, к своеобразной выразительности его поведения, мастерство динамической композиции, заменяющей традиционно построенную композицию принципом нахождения наиболее выразительной точки зрения как бы в самом движении жизни, отличают его искусство от более созерцательного подхода к миру других художников – импрессионистов - Клода Моне, Сислея, да в известной мере и Ренуара. Такова его более ранняя «Контора по приему хлопка в Новом Орлеане», вызвавшая естественной жизненностью и общей правдивостью своего решения восхищение Гонкура. Остротой восприятия, точной выразительностью в передаче характера движения отличается картина, изображающая акробатку под куполом цирка («Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо»). Таковы и выполненные пастелью «Танцовщицы в фойе» – блестящий анализ смены разнохарактерных движений в пределах одного мотива [14, с. 65].

Для Дега, прежде всего, интересен человек. Это был единственный импрессионист, отразивший в своих работах окружавшую жизнь – жизнь посетителей ночных кафе, танцовщиц.

Оценивая творчество Эдгара Дега, начинаешь чувствовать, насколько остро и динамично художник воспринимал окружающую его жизнь во всем ее многообразии. Именно такое восприятие отразилось в его работах, которые не оставляют человека равнодушным, производят сильное впечатление, вызывают душевный трепет. По-моему, Дега удалось главное – передать в своих произведениях непосредственное впечатление от современного ему города с его подвижной, импульсивной и разнообразной жизнью. При взгляде на картины Дега ощущаешь, что он запечатлел мгновение… Мгновение из жизни людей. Людей простых, далеких от сильных мира сего. В отличие от официального искусства, он поражал зрителя строго выверенной асимметричной композицией, гибким и точным рисунком, неожиданными ракурсами фигур, с характерным поведением и обликом натур. Отход от реалистического романтизма, стремление к самовыражению через чувства отображаемыми на холсте, привели Дега в ряды выдающихся художников современности.

Страницы: 1 2 

Статьи по теме

Сватовство. Брак
Во второй половине XIX века и говорили все эти молодые девушки и все даже. Французский обычай — родителям решать судьбу детей — был не принят, осуждался. Английский обычай — совершенной свободы девушки — был тоже не принят и невозможен в ...

Культура России во второй половине ХIХ века
Покоится. Как пишет Бердяев, русские писатели были «полны жутких предчувствий надвигающейся катастрофы». Эти предчувствия оказались возможными потому, что русские писатели XIX в. всегда искали, по словам Бердяева, не столько со­вершенных ...

Изобразительное искусство
В Германии романтизм возник раньше, чем в других странах. Многим из немецких романтиков был чужд пафос передовых социальных идей. Они идеализируют средневековое прошлое, отдаются безотчетным душевным порывам, рассуждают о бренности челове ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация