Изобразительное искусство

Материалы » Западная культура XIX века » Изобразительное искусство

Страница 1

Термин реализм в применении к художественному творчеству вошел в обиход только в XIX в. Именно тогда в ряде европейских стран впервые появляется стремление объективно и правдиво изображать действительность. Начало реалистическому направлению во Франции положила пейзажная живопись художников так называемой барбизонской школы. В начале 1830-х годов группа художников-пейзажистов поселилась в деревушке Барбизон в 60 км от Парижа. Они рисовали сельские пейзажи. «Обыкновенная природа является неисчерпаемым материалом для искусства», - утверждал глава барбизонской школы Теодор Руссо (1812-1867).

Руссо требовал глубокого изучения природы. Он делал точные эскизы с натуры, перенося их потом в свои картины. Барбизонцы находили поэзию во всем: в хмуром дне, в предгрозовом затишье, в темном силуэте пахаря на фоне вечернего неба.

Жюль Дюпре (1811-1889) писал главным образом несложные по мотиву пейзажи, но его часто увлекали стихийные явления природы. Излюбленными мотивами Диаса де ла Пенья (1807-1876) были лесные чащи с лужайками, а Тройон (1810-1865) предпочитал сельские виды со стадами животных. Шарль Добиньи (1817-1878) подолгу работал, путешествуя в лодке по Сене и Уазе. Ему особенно удавалась спокойная гладь воды, поля и селения, раскинувшиеся по берегам рек.

Близок к барбизонцам был и один из крупнейших пейзажистов XIX в. Камиль Коро (1796-1875). Его интересовал тот или иной пейзаж в целом, настроение, которое он создает. Тонкое понимание красоты окружающего мира пронизывает все творчество пейзажиста. Коро не ограничивался пейзажами, он писал фигуры на фоне интерьера, а также портреты.

Самым близким другом Теодора Руссо, работавшим с ним в Барбизоне, был Жан Франсуа Милле (1814-1875). Тема его творчества значительна и важна – это изображение тяжелого сельского труда. Милле сам вышел из крестьянской среды и долго жил в деревне, поэтому он хорошо знал жизнь своих скромных героев. В картине «Собирательницы колосьев» (1857) бедные женщины подбирают оставшиеся на поле колоски; их склоненные фигуры, тяжело ступающие по земле, олицетворяют трудолюбие и покорность судьбе. Высокое мастерство и монументальность образов делают искусство Милле одной из вершин французского реализма прошлого века.

Критика социальной несправедливости и протест против нее нашли свое выражение в искусстве замечательного французского графика и живописца Оноре Домье (1808-1879).

Как график, Домье работал в технике литографии и был мастером политической карикатуры. Произведения художника, появлявшиеся в сатирических журналах, имели огромный общественный резонанс в 30 -60-х годах XIX в.

Главой реалистического направления во французской живописи середины XIX в. был Гюстав Курбе (1819-1877). Демократическое искусство Курбе вызывало нападки со стороны представителей буржуазных кругов. Вкусам буржуазных завсегдатаев салонов (официальных выставок в Париже) Курбе противопоставлял искусство, которое передавало нравы, идеи и облик эпохи. Он писал жанровые сцены, портреты, пейзажи, натюрморты, умея оттенками красок и характером мазков передать силу и крепость человеческой фигуры, разнообразную поверхность земли, пенящийся гребень морской волны.

Курбе справедливо утверждал, что «реализм есть по существу искусство демократическое». Верный своим прогрессивным убеждениям, он в 1871 г. без колебаний встал на сторону восставшего пролетариата и активно участвовал в деятельности Парижской коммуны.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по теме

Идеалы и ценности: исторический обзор
Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир долж ...

Историческая тема в творчестве В.И. Сурикова
Василий Иванович Суриков - живописец, мастер исторической картины (1848, 12 января, Красноярск - 1916, 6 марта, Москва). "Суриков не только великий реалист, но по существу своему поэт, и, быть может, сам того не сознавая, этот художн ...

Советская культура
Сегодня в советской культуре утвердилось два подхода. Первый объявляет всю советскую культуру люмпенско - маргинальной, не представляющий никакого интереса, второй – это объемный конкретно-исторический подход. Советская культура уничтожи ...

Это познавательно

История балета

Балет - вид театрального искусства, где основным выразительным средством служит так называемый танец...

Иконопись

Судьба иконописной традиции в XX веке была непростой – три четверти столетия прошли под знаком борьбы...

Навигация